Иконография

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ

 

<< Апрель 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
             
Четверг, 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.)
Седмица 5-я Великого поста
Четверток Великого канона.
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652)
Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303)

Икона дня

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,
К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Я


СВЯТЫЕ

А,Б,В,Г,Д,Е,З,К,Л,
М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ш,Ю,Я

Loading

Цитата

Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)


ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому, подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» имеет важное значение. Изображение Введения — это описание начала важнейшего этапа в жизни Пресвятой Девы, начало подготовки ее к величайшему событию – рождению Спасителя.

На иконе «Введение во храм» отображается событие, произошедшее, когда Богоматери исполнилось три года. В центре композиции изображена Сама юная Мария. Одета Она, несмотря на свой возраст, в нарядный мафорий, традиционно являющийся одеждой замужних женщин. Лик Марии всегда изображается не по-детски серьезным. Позади Богородицы изображены Ее родители, праведные Иоаким и Анна, которые привели Ее в храм согласно данному обету. Далее может изображаться процессия юных дев, которые сопровождали Марию в пути из Назарета в Иерусалим. В руках каждая из дев держит зажженную свечу. А встречает Богородицу первосвященник Захария. За священником изображается церковный престол. Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). В верхнем углу иконы за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

В композиции присутствуют детали христианского храмового убранства, которых не могло быть в интерьере ветхозаветного храма. В данном случае это не ошибка иконописцев, а намеренный анахронизм, подчеркивающий, что момент Введения Пресвятой Богородицы во храм — это начало Новозаветного времени.

Иконография великого праздника Введения оставалась практически неизменной в веках. Основой для создания иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» послужили описания события, зафиксированного в раннехристианских источниках: в «Протоевангелии Иакова», датированном второй половиной II века (распространённом в восточной части христианского мира), в «Евангелии псевдо-Матфея», написанном в IX веке (популярном на Западе), и в некоторых других старинных библейских книгах. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

Первое, из дошедших до наших дней изображение события «Введения во храм» датируется серединой IX века. Это были фрагменты росписей капелл в Каппадокии, располагавшейся в Малой Азии.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

В русской же иконографии самыми первыми изображениями «Введения во храм» считаются роспись Софийского собора в Киеве XI века и фреска в церкви Успения Пресвятой Богоматери в Новгороде на Волотовом поле (XIV век). Фреска, к сожалению, была утрачена.

Икона. Конец XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.

Mф. 26:40

Контактная информация

Настоятель:
Протоиерей Михаил Семенович Погиблов
e-mailvvedenskij-sobor-spb@mail.ru

адрес: г. Санкт-Петербург,
ст.м. Пушкинская,
территория Введенского сада между Загородным проспектом, Введенским каналом и Лазаретным переулком

карта:
реквизиты прихода: