ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому, подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» имеет важное значение. Изображение Введения — это описание начала важнейшего этапа в жизни Пресвятой Девы, начало подготовки ее к величайшему событию – рождению Спасителя.
На иконе «Введение во храм» отображается событие, произошедшее, когда Богоматери исполнилось три года. В центре композиции изображена Сама юная Мария. Одета Она, несмотря на свой возраст, в нарядный мафорий, традиционно являющийся одеждой замужних женщин. Лик Марии всегда изображается не по-детски серьезным. Позади Богородицы изображены Ее родители, праведные Иоаким и Анна, которые привели Ее в храм согласно данному обету. Далее может изображаться процессия юных дев, которые сопровождали Марию в пути из Назарета в Иерусалим. В руках каждая из дев держит зажженную свечу. А встречает Богородицу первосвященник Захария. За священником изображается церковный престол. Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). В верхнем углу иконы за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.
В композиции присутствуют детали христианского храмового убранства, которых не могло быть в интерьере ветхозаветного храма. В данном случае это не ошибка иконописцев, а намеренный анахронизм, подчеркивающий, что момент Введения Пресвятой Богородицы во храм — это начало Новозаветного времени.
Иконография великого праздника Введения оставалась практически неизменной в веках. Основой для создания иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» послужили описания события, зафиксированного в раннехристианских источниках: в «Протоевангелии Иакова», датированном второй половиной II века (распространённом в восточной части христианского мира), в «Евангелии псевдо-Матфея», написанном в IX веке (популярном на Западе), и в некоторых других старинных библейских книгах. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.
Первое, из дошедших до наших дней изображение события «Введения во храм» датируется серединой IX века. Это были фрагменты росписей капелл в Каппадокии, располагавшейся в Малой Азии.
Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция
В русской же иконографии самыми первыми изображениями «Введения во храм» считаются роспись Софийского собора в Киеве XI века и фреска в церкви Успения Пресвятой Богоматери в Новгороде на Волотовом поле (XIV век). Фреска, к сожалению, была утрачена.
Икона. Конец XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник