ПРОСКОМИДИЯ
Проскомидия (от греч. приносить, принесение) — это первая часть Божественной литургии, на которой заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Евхаристии (Причащения). Название первой части литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения литургии. Таким образом, они соблюдали данное еще в Ветхом завете Божие повеление: «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16, 16). В наши дни хлеба и вина христиане не приносят. Вместо этого они жертвуют деньги за записки «о здравии» и «о упокоении» своих близких. На эти деньги и приобретают все потребное для богослужения.
Проскомидия – это самое важное поминовение о живых и усопших. Во время проскомидии священник читает особые молитвы и из просфор (богослужебный литургический хлеб) вынимает частицы за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию». Вынутые из просфор частицы в конце литургии погружают в Святую Чашу (Потир), в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Душам тех, кого поминали (и о здравии, и о упокоении) подается особая благодать — частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием. Проскомидия – это не просто молитва за здравие или упокоение, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса. Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные – получить исцеление. Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.
Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский, пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравнимо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших».