Архитектор

ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ

<< Ноябрь 2021 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
             
Суббота, 27 ноября 2021 г. (14 ноября ст.ст.)
Седмица 23-я по Пятидесятнице
Апостола Филиппа (ок. 81-96)

Икона дня

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,
К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Я


СВЯТЫЕ

А,Б,В,Г,Д,Е,З,К,Л,
М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ш,Ю,Я

Loading

Цитата

Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)


Архитектор

ТОН КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ
1794-1881

Константин Андреевич Тон – известный русский архитектор, мастер псевдорусского стиля. Тон создавал проекты, по которым были построены дворцы, храмы и железнодорожные вокзалы. Он основал Музей древнерусского искусства. Еще при жизни архитектор стал членом четырех академий и корреспондентом Королевского института британских архитекторов.

К.А.Тон прожил большую и, в целом, счастливую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора “по части архитектуры”. На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного “русско-византийского стиля” – направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада – «православие, самодержавие, народность».

Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве: храм Христа Спасителя, комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой. Но К.А.Тон, прежде всего, конечно, петербургский мастер. Петербургу он принадлежит по рождению; в этом городе он воспитывался и учился профессии зодчего; в Петербурге работал и как педагог, и как художник, и как архитектор. Самая крупная работа К.А.Тона в северной столице – Введенский cобор, который был возведен для второго в гвардии по старшинству лейб-гвардии Семеновского полка.

Здания, построенные по его проектам, и сегодня не оставляют людей равнодушными. К сожалению, некоторые сооружения исчезли безвозвратно. Современники по-разному оценивали значение творческой деятельности К.А.Тона. Одни (их было большинство) видели в этом архитекторе реформатора и новатора, настойчиво искавшего пути дальнейшего развития строительного искусства, что способствовало “низложению” устаревающего классицизма. Другие же, представлявшие демократическое крыло русского общества, усматривали в произведениях К.А.Тона лишь материальное воплощение реакционной политики режима Николая I и отказывались признать за ними сколько-нибудь существенные художественные достоинства. Негативное отношение к творческому наследию зодчего стало позднее характерным и для советского периода; это послужило одной из причин того, что многие храмы, построенные по проектам К.А.Тона, были безжалостно снесены, среди которых храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Санкт-Петербурге.

БИОГРАФИЯ

Константин Тон родился 26 октября (6 ноября) 1794 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца Андрея Тона. Его семья считалась достаточно обеспеченной: отец владел собственной мастерской ювелирных изделий. Мальчик рано начал интересоваться архитектурой. В шесть лет Константин поступил в старейшую школу столицы Петришуле (школа при лютеранском приходе святых Петра и Павла), где проучился два года, а затем перешел в Императорскую Академию художеств. Сначала он постиг основы искусств на общем курсе занятий, а позже начал углубленно изучать архитектуру. В Академии его наставниками были знаменитые зодчие-классицисты: сначала Андреян Захаров, а потом Андрей Воронихин.

Свои первые награды Тон начал получать на старших курсах: малую серебряную медаль за проект инвалидного дома, большую серебряную медаль за проект монастыря и малую золотую медаль за проект здания Сената.

В 1815 году Константин Тон закончил обучение с отличием. Архитектору присвоили звание художника 1-й степени, что позволяло ему учиться за границей в качестве пенсионера от Академии художеств. Однако Тону не удалось поехать за рубеж: в Академии начались сложности с финансированием. «За недостатком способов сею заведения» пенсионерам предложили «присыскать себе приличную способностям своим службу или состояние». И молодой архитектор устроился чертежником в Комитет строений и гидравлических работ.

Знаменитые зодчие комитета, Василий Стасов и Карл Росси, проектировали целые ансамбли для Санкт-Петербурга — Дворцовую и Сенатскую площади. Тон же в основном помогал им и рисовал чертежи. По собственному проекту он создал только оранжерею для графа Платона Зубова. Специально для этого проекта архитектор придумал устройство, которое обогревало паром теплицу для разведения ананасов и одновременно обслуживало находящуюся рядом прачечную.

В 1818 году Тон представил Академии художеств проект ярмарки. И архитектору все-таки выделили содержание для пенсионерской поездки за границу. Тон отправился в Италию, где изучал памятники искусства Античности и эпохи Возрождения. Он также побывал во Франции, Швейцарии, Германии. Всего архитектор провел за границей почти 10 лет. За это время он разработал план восстановления храма Фортуны в Пренесте и Дворца цезарей в Риме, создал план госпиталя по заказу Римской академии и проект загородного дома для придворного ювелира Дюваля в Женеве. За границей он стал опытным архитектором и реставратором. Тона избрали членом трех европейских академий — Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств.

В 1828 году Константин Тон вернулся в Россию — Николай I причислил архитектора к Кабинету Его Величества и назначил жалованье 3000 рублей в год. Первой работой зодчего в Санкт-Петербурге стала перепланировка бывшего конференц-зала Академии художеств. Некоторые части были полностью переделаны, появился новый конференц-зал и галерея для выставки гипсовых изделий. Затем архитектор перестроил и украсил парадные залы Академии, спроектировал гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания. В своих первых работах он продолжал архитектурные традиции русского классицизма.

В 1830 году Тон получил звание академика и должность профессора архитектуры 2-й степени. В этом же году он создал проект петербургской церкви святой Екатерины (за Калинкиным мостом) в «русском старинном вкусе». В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку, а новый «русско-византийский» стиль получил статус официального стиля национальной архитектуры.

В 1832 году Константин Тон создал проект храма Христа Спасителя в Москве. Император вновь высоко оценил его работу, и в 1839 году началось возведение церкви. Строительство длилось почти 44 года. По монументальности здание напоминало могучие кремлевские соборы. Фасады были украшены скромно, зато внутри церковь поражала обилием декора, многообразием материалов и красочных росписей. В этой постройке особенно ярко проявились характерные черты стиля Тона, особенно интерпретация древнерусской архитектуры.

В 1833 году Константин Тон получил звание профессора Академии художеств. Он создал планы соборов святой Екатерины в Царском Селе и апостолов Петра и Павла в Петергофе (с 1877 года – собор Уланского полка), чертеж будущей церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже и проект памятника Державину в Казани. Среди крупных работ архитектора — серебряный иконостас Казанского собора, железнодорожные вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас Ленинградский и Московский) и путевые здания Николаевской железной дороги. Многочисленные проекты Константина Тона принесли ему колоссальный успех: он постоянно получал заказы и находился в расцвете творческих сил. Он строил множество зданий и памятников.

Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала К. А. Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью св. Екатерины в столице по проектам Тона было сооружено еще несколько храмов. Ближе других по композиции к храму Христа Спасителя оказалась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка, строительство которой по проекту, датированному 1836 г., закончилось в 1842 г. Стены массивного, почти кубического основного объема этой церкви, так же как у московского храма, завершались традиционными для древнего русского зодчества закомарами. В силуэте доминировала крупная центральная глава, а ей аккомпанировали четыре боковые. Оригинально интерпретировал здесь архитектор восходящую еще к византийскому зодчеству четырехстолпную опорную конструкцию купола. Расположив опоры по диагоналям подкупольного квадрата и связав их со стенами, Тон сумел тем самым усилить пространственную жесткость сооружения, соответственно уменьшить сечение опор, сделать интерьер просторнее и привести, таким образом, архитектурную композицию к лучшему согласованию с конструктивной системой.

В 1837 году Николай I поручил Тону создать проект Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца, который содержал бы в себе «все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Архитектор блестяще справился со своей задачей: он гармонично вписал здания в общий ансамбль старинных построек Кремля, а в отделке использовал сводчатые и купольные перекрытия, напоминавшие архитектурные формы XVII века. По окончании строительства Большого Кремлевского дворца Тон начал восстанавливать колокольню Ивана Великого, платформы для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казармы для батальона пехотного полка в том виде, в котором они существовали до 1812 года.

В 1838 году Тон издал большой альбом с собственными чертежами каменных церквей и колоколен в разных городах. Чуть позже архитектор выпустил дополнение к этому альбому — с чертежами деревянных храмов. Среди них — проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для церквей Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском Конном полку в Санкт-Петербурге. Эти проекты стали образцами форм и стиля, которых придерживались при церковном строительстве архитекторы во всей империи.

В 1842 году по заказу императора Тон начал разрабатывать типовые чертежи для крестьянских домов в государственных поселениях. Параллельно он составил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа в подмосковном селе Измайлово, достроил собор в Царском Селе и переделал интерьеры Малого театра в Москве.

В 1854 году Константин Тон возглавил Академию художеств. Во время его ректорства Академия реставрировала памятники архитектуры по проектам Тона: так были восстановлены Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли. В Академии Тон основал Музей древнерусского искусства. Его экспонаты позже стали основой коллекции Русского музея.

Зодчий разработал проекты статуи Георгия Победоносца в Большом Кремлевском дворце, ворот с решеткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей и иконостасов в Сибири. Также архитектор представил планы реставрации после пожара московского Большого театра и конструкции шпиля для колокольни Петропавловской крепости, но эти проекты так и не были реализованы.

С 1860-х годов Константин Тон фактически перестал получать заказы и работать над проектами. Его избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов и почетным членом Московского архитектурного общества. Но несмотря на свои заслуги, в старости зодчий остался почти без средств к существованию.

Константин Тон умер 25 января (6 февраля) 1881 года. Похоронили архитектора на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

6 февраля 2016 года, в день 135-летия кончины Константина Тона, архитектора Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, клир и прихожане Введенского прихода почтили память выдающегося русского архитектора.

Настоятель прихода протоиерей Михаил Погиблов при участии верующих в Введенской часовне военно-медицинского музея и на месте погребения приснопамятного архитектора на Волковском кладбище совершил заупокойные богослужения.

Перед литией отец Михаил сказал: «Мы собрались сегодня для того, чтобы помолиться о упокоении создателя нашего храма, приснопоминаемого раба Божия Константина, много потрудившегося на благо Церкви Христовой и дорогого Отечества нашего. В воздвигнутых его трудами величественных храмах прославлялось и прославляется имя Божие, вдохновлялись и вдохновляются в несении жизненного креста, в служении Богу, ближним и Отечеству многие поколения верующих людей. Нам Господь судил стать у истоков воссоздания безжалостно разрушенного богоборческой властью Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, храма-памятника и усыпальницы верных сынов Отечества нашего, обретших вечный покой в этом мемориале воинской Славы. Пусть заупокойная молитва вдохновит  нас перед лицом Вечности на труды по воссозданию этой святыни, на осознание значимости возложенного на нас священноначалием послушания».

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.

Mф. 26:40

Контактная информация

Настоятель:
Протоиерей Михаил Семенович Погиблов
e-mailvvedenskij-sobor-spb@mail.ru

адрес: г. Санкт-Петербург,
ст.м. Пушкинская,
территория Введенского сада между Загородным проспектом, Введенским каналом и Лазаревским переулком

карта:
реквизиты прихода: