Православные праздники

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ

 

<< Октябрь 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             
Четверг, 3 октября 2024 г. (20 сентября ст.ст.)
Седмица 15-я по Пятидесятнице
Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245)
Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118)

Икона дня

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,
К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Я


СВЯТЫЕ

А,Б,В,Г,Д,Е,З,К,Л,
М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ш,Ю,Я

Loading

Цитата

«Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России!»

Праведный Феодор Ушаков


ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета, к ним примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Праздники неподвижной части календаря имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно отмечается в один и тот же день. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов.

Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней. Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется, прежде всего, Пасха — Воскресение Христово (Пасха — самый главный праздник), затем следуют двунадесятые праздники, великие, средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения.

У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

Предпразднство готовит верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. У двунадесятых праздников бывает по одному дню предпразднества; исключение составляют Рождество Христово (5 дней) и Крещение Господне (4 дня). У Пасхи предпразднства нет.

Попразднство — это продолжение праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.

Отданием праздника называется последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Великие праздники — важнейшие праздники православной церкви. К ним относится Пасха, все двунадесятые, а также некоторые другие праздники. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге.

Средние и малые праздники — посвящены остальным церковным событиям в православной христианской церкви.

Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию события Воскресения Господа и иногда именуются «Малой Пасхой».

Православные христиане обязаны свято чтить свои праздники: заранее готовиться к ним молитвой и постом, в дни праздников посещать храм и причащаться, вместо своих домашних работ помогать немощным и нуждающимся.

Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.

Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.

В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.

В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя.

В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.

В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.

Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших (после Пасхи) годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать». Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление, или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»): Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).

Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются Господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – Богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, Господско-Богородичный статус.

Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Mф.19:25-26

Контактная информация

Настоятель:
Протоиерей Михаил Семенович Погиблов
e-mailvvedenskij-sobor-spb@mail.ru

адрес: г. Санкт-Петербург,
ст.м. Пушкинская,
территория Введенского сада между Загородным проспектом, Введенским каналом и Лазаретным переулком

карта:
реквизиты прихода: