Архитектор
Константин Андреевич Тон – известный русский архитектор, мастер псевдорусского стиля. Тон создавал проекты, по которым были построены дворцы, храмы и железнодорожные вокзалы. Он основал Музей древнерусского искусства. Еще при жизни архитектор стал членом четырех академий и корреспондентом Королевского института британских архитекторов.
К.А.Тон прожил большую и, в целом, счастливую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора «по части архитектуры». На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного «русско-византийского стиля» – направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада – «православие, самодержавие, народность».
Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве: храм Христа Спасителя, комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой. Но К.А.Тон, прежде всего, конечно, петербургский мастер. Петербургу он принадлежит по рождению; в этом городе он воспитывался и учился профессии зодчего; в Петербурге работал и как педагог, и как художник, и как архитектор. Самая крупная работа К.А.Тона в северной столице – Введенский cобор, который был возведен для второго в гвардии по старшинству лейб-гвардии Семеновского полка.
Здания, построенные по его проектам, и сегодня не оставляют людей равнодушными. К сожалению, некоторые сооружения исчезли безвозвратно. Современники по-разному оценивали значение творческой деятельности К.А.Тона. Одни (их было большинство) видели в этом архитекторе реформатора и новатора, настойчиво искавшего пути дальнейшего развития строительного искусства, что способствовало «низложению» устаревающего классицизма. Другие же, представлявшие демократическое крыло русского общества, усматривали в произведениях К.А.Тона лишь материальное воплощение реакционной политики режима Николая I и отказывались признать за ними сколько-нибудь существенные художественные достоинства. Негативное отношение к творческому наследию зодчего стало позднее характерным и для советского периода; это послужило одной из причин того, что многие храмы, построенные по проектам К.А.Тона, были безжалостно снесены, среди которых храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Санкт-Петербурге.
БИОГРАФИЯ
Константин Тон родился 26 октября (6 ноября) 1794 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца Андрея Тона. Его семья считалась достаточно обеспеченной: отец владел собственной мастерской ювелирных изделий. Мальчик рано начал интересоваться архитектурой. В шесть лет Константин поступил в старейшую школу столицы Петришуле (школа при лютеранском приходе святых Петра и Павла), где проучился два года, а затем перешел в Императорскую Академию художеств. Сначала он постиг основы искусств на общем курсе занятий, а позже начал углубленно изучать архитектуру. В Академии его наставниками были знаменитые зодчие-классицисты: сначала Андреян Захаров, а потом Андрей Воронихин.
Свои первые награды Тон начал получать на старших курсах: малую серебряную медаль за проект инвалидного дома, большую серебряную медаль за проект монастыря и малую золотую медаль за проект здания Сената.
В 1815 году Константин Тон закончил обучение с отличием. Архитектору присвоили звание художника 1-й степени, что позволяло ему учиться за границей в качестве пенсионера от Академии художеств. Однако Тону не удалось поехать за рубеж: в Академии начались сложности с финансированием. «За недостатком способов сею заведения» пенсионерам предложили «присыскать себе приличную способностям своим службу или состояние». И молодой архитектор устроился чертежником в Комитет строений и гидравлических работ.
Знаменитые зодчие комитета, Василий Стасов и Карл Росси, проектировали целые ансамбли для Санкт-Петербурга — Дворцовую и Сенатскую площади. Тон же в основном помогал им и рисовал чертежи. По собственному проекту он создал только оранжерею для графа Платона Зубова. Специально для этого проекта архитектор придумал устройство, которое обогревало паром теплицу для разведения ананасов и одновременно обслуживало находящуюся рядом прачечную.
В 1818 году Тон представил Академии художеств проект ярмарки. И архитектору все-таки выделили содержание для пенсионерской поездки за границу. Тон отправился в Италию, где изучал памятники искусства Античности и эпохи Возрождения. Он также побывал во Франции, Швейцарии, Германии. Всего архитектор провел за границей почти 10 лет. За это время он разработал план восстановления храма Фортуны в Пренесте и Дворца цезарей в Риме, создал план госпиталя по заказу Римской академии и проект загородного дома для придворного ювелира Дюваля в Женеве. За границей он стал опытным архитектором и реставратором. Тона избрали членом трех европейских академий — Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств.
В 1828 году Константин Тон вернулся в Россию — Николай I причислил архитектора к Кабинету Его Величества и назначил жалованье 3000 рублей в год. Первой работой зодчего в Санкт-Петербурге стала перепланировка бывшего конференц-зала Академии художеств. Некоторые части были полностью переделаны, появился новый конференц-зал и галерея для выставки гипсовых изделий. Затем архитектор перестроил и украсил парадные залы Академии, спроектировал гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания. В своих первых работах он продолжал архитектурные традиции русского классицизма.
В 1830 году Тон получил звание академика и должность профессора архитектуры 2-й степени. В этом же году он создал проект петербургской церкви святой Екатерины (за Калинкиным мостом) в «русском старинном вкусе». В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку, а новый «русско-византийский» стиль получил статус официального стиля национальной архитектуры.
В 1832 году Константин Тон создал проект храма Христа Спасителя в Москве. Император вновь высоко оценил его работу, и в 1839 году началось возведение церкви. Строительство длилось почти 44 года. По монументальности здание напоминало могучие кремлевские соборы. Фасады были украшены скромно, зато внутри церковь поражала обилием декора, многообразием материалов и красочных росписей. В этой постройке особенно ярко проявились характерные черты стиля Тона, особенно интерпретация древнерусской архитектуры.
В 1833 году Константин Тон получил звание профессора Академии художеств. Он создал планы соборов святой Екатерины в Царском Селе и апостолов Петра и Павла в Петергофе (с 1877 года – собор Уланского полка), чертеж будущей церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже и проект памятника Державину в Казани. Среди крупных работ архитектора — серебряный иконостас Казанского собора, железнодорожные вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас Ленинградский и Московский) и путевые здания Николаевской железной дороги. Многочисленные проекты Константина Тона принесли ему колоссальный успех: он постоянно получал заказы и находился в расцвете творческих сил. Он строил множество зданий и памятников.
Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала К. А. Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью св. Екатерины в столице по проектам Тона было сооружено еще несколько храмов. Ближе других по композиции к храму Христа Спасителя оказалась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка, строительство которой по проекту, датированному 1836 г., закончилось в 1842 г. Стены массивного, почти кубического основного объема этой церкви, так же как у московского храма, завершались традиционными для древнего русского зодчества закомарами. В силуэте доминировала крупная центральная глава, а ей аккомпанировали четыре боковые. Оригинально интерпретировал здесь архитектор восходящую еще к византийскому зодчеству четырехстолпную опорную конструкцию купола. Расположив опоры по диагоналям подкупольного квадрата и связав их со стенами, Тон сумел тем самым усилить пространственную жесткость сооружения, соответственно уменьшить сечение опор, сделать интерьер просторнее и привести, таким образом, архитектурную композицию к лучшему согласованию с конструктивной системой.
В 1837 году Николай I поручил Тону создать проект Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца, который содержал бы в себе «все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Архитектор блестяще справился со своей задачей: он гармонично вписал здания в общий ансамбль старинных построек Кремля, а в отделке использовал сводчатые и купольные перекрытия, напоминавшие архитектурные формы XVII века. По окончании строительства Большого Кремлевского дворца Тон начал восстанавливать колокольню Ивана Великого, платформы для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казармы для батальона пехотного полка в том виде, в котором они существовали до 1812 года.
В 1838 году Тон издал большой альбом с собственными чертежами каменных церквей и колоколен в разных городах. Чуть позже архитектор выпустил дополнение к этому альбому — с чертежами деревянных храмов. Среди них — проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для церквей Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском Конном полку в Санкт-Петербурге. Эти проекты стали образцами форм и стиля, которых придерживались при церковном строительстве архитекторы во всей империи.
В 1842 году по заказу императора Тон начал разрабатывать типовые чертежи для крестьянских домов в государственных поселениях. Параллельно он составил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа в подмосковном селе Измайлово, достроил собор в Царском Селе и переделал интерьеры Малого театра в Москве.
В 1854 году Константин Тон возглавил Академию художеств. Во время его ректорства Академия реставрировала памятники архитектуры по проектам Тона: так были восстановлены Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли. В Академии Тон основал Музей древнерусского искусства. Его экспонаты позже стали основой коллекции Русского музея.
Зодчий разработал проекты статуи Георгия Победоносца в Большом Кремлевском дворце, ворот с решеткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей и иконостасов в Сибири. Также архитектор представил планы реставрации после пожара московского Большого театра и конструкции шпиля для колокольни Петропавловской крепости, но эти проекты так и не были реализованы.
С 1860-х годов Константин Тон фактически перестал получать заказы и работать над проектами. Его избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов и почетным членом Московского архитектурного общества. Но несмотря на свои заслуги, в старости зодчий остался почти без средств к существованию.
Константин Тон умер 25 января (6 февраля) 1881 года. Похоронили архитектора на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
6 февраля 2016 года, в день 135-летия кончины Константина Тона, архитектора Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, клир и прихожане Введенского прихода почтили память выдающегося русского архитектора.
Настоятель прихода протоиерей Михаил Погиблов при участии верующих в Введенской часовне военно-медицинского музея и на месте погребения приснопамятного архитектора на Волковском кладбище совершил заупокойные богослужения.
Перед литией отец Михаил сказал: «Мы собрались сегодня для того, чтобы помолиться о упокоении создателя нашего храма, приснопоминаемого раба Божия Константина, много потрудившегося на благо Церкви Христовой и дорогого Отечества нашего. В воздвигнутых его трудами величественных храмах прославлялось и прославляется имя Божие, вдохновлялись и вдохновляются в несении жизненного креста, в служении Богу, ближним и Отечеству многие поколения верующих людей. Нам Господь судил стать у истоков воссоздания безжалостно разрушенного богоборческой властью Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, храма-памятника и усыпальницы верных сынов Отечества нашего, обретших вечный покой в этом мемориале воинской Славы. Пусть заупокойная молитва вдохновит нас перед лицом Вечности на труды по воссозданию этой святыни, на осознание значимости возложенного на нас священноначалием послушания».