ПРИТЧИ
Истинная святость никакими грешниками не гнушается. Истинно святой ненавидит грех, но не грешников; грехами гнушается, но не гнушается грешниками. Книжники и фарисеи, надменные мнимой святостью, гнушались грешниками, потому и укоряли апостолов: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Mф. 9, 11). Но Христос, Святейший святых и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Этому следуют и святые рабы Его, которые отвращаются от грехов, но не от грешников: грехи ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут. Да постыдится надменная фарисейская гордость, которая гнушается подобными себе грешниками!
святитель Тихон Задонский (Соколов)
Жило-было железо, и начало оно ржаветь. Точит его ржавчина и точит — хоть помирай. И так захотелось железу избавиться от ржавчины, что начало оно просить Бога: «Боже, спаси меня от ржавчины!» А рядом с железом лежал напильник. Услышал он как железо умоляет Бога спасти его от ржавчины, и предложил железу свою помощь. «Ну уж только не ты! — воскликнуло железо. — Ты такой грубый и жестокий! Бог пошлет мне кого-нибудь другого, какую-нибудь мягкую пасту или бархатную тряпочку!» В это время проходил мимо рабочий, увидел, что по железу пошла ржавчина, взял в руки напильник и начал им очищать ржавчину с железа. «Только не напильником, только не напильником!» — застонало железо. А рабочий услышал, как железо заскрипело, и говорит: «Вот, как раз подходящий напильник для этой ржавчины, ничем другим ее и не возьмешь!»
Сказал старый монах: «Очищение сердца — это всегда отречение от самого себя с великой болью».
Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом
Пришел как-то человек к старцу и спрашивает:
— Скажи, кто мудр?
— Кто мудр? — переспросил старец. — Тот, кто видит будущее.
— А кто зовется сильным?
— Кто силен? Тот, кто побеждает свои страсти, — ответил старец.
— Кого можно назвать богатым? — спросил человек.
— Кто богат? Тот, кто доволен своей долей.
— А что делать человеку, чтобы сохранить жизнь?
— Не жалеть жизни своей для Бога.
— А чтобы умереть?
— Для этого достаточно пить, есть и веселиться.
Батюшка вышел на амвон, принеся с собой клетку. Он поставил её возле кафедры, не обращая внимание на изумленные взгляды прихожан. Конечно, многие мысленно спрашивали, зачем? Проповедник, в ответ на их молчаливые вопросы, начал говорить:
— Вчера я шёл и увидел мальчика с этой клеткой в руках. В клетке были три маленьких птички, которые дрожали от испуга. Я остановил мальчика спросил:»Что это у тебя, сынок?» «Три старые птицы»- ответил он. «И что ты собираешься с ними делать?» — снова спросил я. «Я отнесу их домой и буду там с ними веселиться!» — ответил мальчик, весело улыбаясь. » Я буду дразнить их, я вырву им перья, чтобы услышать, как они кричат, я буду стравливать их, чтобы они дрались между собой! Я думаю что мне будет весело!» «Но когда-нибудь они тебе надоедят… Что же ты будешь делать тогда?» «А у меня дома есть кошка, и ей очень нравятся птицы… Я отдам их ей!»
Я на мгновение задумался… «Сколько ты хочешь за этих птичек, сынок?»- спросил я. «Что?! Ты хочешь купить этих птиц? Они же ничего из себя не представляют! Посмотри, они не поют и, даже, не красивые!» «Сколько?» — снова спросил я. Думая, что я сумасшедший, он выпалил:»Тысячу рублей!» Один миг, и я уже доставал деньги из кармана, и вручал мальчику. Схватив, деньги, мальчик исчез. Осторожно взяв клетку, я принёс её на луг, где было очень много цветов, и осторожно выпустил их на свободу. Вот откуда у меня эта клетка.
Когда это объяснение было закончено, проповедник начал рассказывать другую историю:
— Однажды сатана и Иисус разговаривали. Сатана, только что вернувшись из сада Эдем и был полон гордости:» Знаешь, я захватил всё человечество! Да! Я использовал ловушку, которую придумал, и даже не увидел сопротивления! Я использовал приманку, о, как она была хороша! Я получил их всех, и все их потомство! Всех до одного!» «И что же ты будешь с ними делать?» — спросил Иисус. «О! Я буду с ними играть, веселиться! Я научу их, как жениться, а потом разводиться. Как ненавидеть друг друга и предавать самых близких, как причинять друг другу боль. Как пить вино, употреблять наркотики и ругаться матом. Как создать оружие и опасные вирусы. Как лгать, унижать и убивать друг друга и бросать своих детей… Я буду веселиться в этом «созданном» мною мире!» «А потом, когда ты закончишь с ними играть, что ты сделаешь с ними?» «Я возьму их с собой в огненную геенну!» — с гордостью воскликнул сатана. «Сколько же ты хочешь за них» — спросил Иисус. «Ты хочешь этих людей?! Этих негодных людей??!! Они же будут ненавидеть Тебя! Они будут плевать на Тебя! Они предадут Тебя! Ты не можешь хотеть этих людей! Они не достойны твоей милости.»
«Что ты хочешь за этих людей?» — снова спросил Иисус. Сатана, посмотрев на Иисуса, сказал: «Всю твою кровь! Все твои слёзы! Твою жизнь!» РЕШЕНО! — ответил Господь. И он заплатил эту Цену!
В храме стояла абсолютная тишина…
Взяв клетку, проповедник медленно покинул кафедру…
Жила в одной деревне девица-красавица. Вышла она замуж за хорошего парня, после свадьбы пришла жить в дом своего супруга. Все бы хорошо, да со свекровью не поладила. Та ее постоянно поучала и во всем упрекала. Как-то поутру отправилась молодая женщина к старухе, жившей на окраине села. Ту все знахаркой называли.
– Что привело тебя ко мне, красавица? – спросила старуха.
– Беда у меня. С матерью мужа жить невмоготу. Ненавижу ее.
– Что же ты от меня хочешь?
– Прошу тебя, помоги мне. Дай мне яду, чтобы я отравила ее.
Старуха стала отказываться. Но молодка все уговаривала.
– Ну, да ладно, — говорит знахарка, — Жаль мне тебя, грех страшный. Но бери зелье, раз так уж надо. Каждое утро будешь заваривать его, и поить этим чаем мать своего мужа. Да только совет у меня для тебя есть.
– Какой? Говори, все исполню, лишь бы поскорее избавиться от этой змеи.
– В селе-то у нас слухи быстро полнятся. Заподозрят тебя. Так вот, чтоб этого не случилось, измени свое отношение к свекрови. Стань ласковой, приветливой, улыбайся. Недолго придется тебе мучиться.
Так и поступила молодая. Еще только петухи пропели, а она встает, хлеб вымешивает, печь топит, кашу готовит, зелье ядовитое свекрови заваривает.
И ласково так приглашает ее отведать чудо-чай. Мамой зовет, слушается во всем. Муж не нарадуется: как родные стали мать и жена. Свекровь в невестке души не чает. И та любовью, да искренней, отвечает. Спешит она вновь к знахарке старухе, бросается к ногам ее со слезами:
– Бабушка, умоляю тебя. Ты ведь все можешь. Дай противоядие. Все изменилось. Она ведь матерью заботливой мне стала. А я ее убиваю! Ведь и правда помрёт! Помоги!
А старуха в ответ:
– Милая моя, успокойся. Я дала тебе ароматные травы, из которых ты варила для свекрови полезный чай.
Яд был в твоём сердце, но с Божьей помощью ты от него избавилась.
Однажды к убелённому сединами мудрецу вся в слезах пришла молодая и очень красивая девушка:
– Что мне делать? – сквозь слёзы жаловалась она.
Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь, чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки. А то и откровенно враждуют со мной.
Я не виновата ни в чём, и это так несправедливо и обидно до слёз. Посоветуйте, что мне делать.
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
– Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
– Да вы с ума сошли! – возмутилась красавица. – В таком виде всякий обесчестит меня и ещё Бог весть что сотворит со мною.
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
– Вот видишь, – ответил он, – появиться на людях, обнажив своё красивое тело, ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнажённой душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все, кому не лень, входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале, отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником.
– Так что же мне делать? – спросила девушка
– Пойдём, я покажу тебе свой сад, – предложил старец.
Водя девушку по саду, мудрец сказал:
– Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них.
Так и ты будь подобна цветку: раскрывай своё сердце перед людьми неспеша, незаметно. Смотри, кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами.
А вывод прост: Сказано ведь: “не мечите бисер перед свиньями и не бросайте святыни псам”.
Душа должна открывать себя – но нужно правильно определить, с кем можно делиться душевными богатствами, а с кем – нет!!!
— Вы — кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
— Стучаться? Хм… Не пробовала, — ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.
— Логично, — согласился Василий, — не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.
— А потом?
— А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…
— А-а-а… Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
— Да вроде нормально.
— Нет тошноты, головокружения, болей?
— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
— Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.
Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
— Что вы сказали? — тихо произнесла она.
— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…
— Оружие? Вы сказали оружие?
— Может я не так выразился, просто…
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.
— Я… Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?
— Н-не знаю…
— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, — а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
— Но… А как же?…
— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.
— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…
Глаза Смерти заблестели.
— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
— Можно один вопрос? — послышалось сзади.
— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
— Да.
— Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.
— Бабушка, почему уходит любовь? Почему люди перестают любить друг друга и расстаются? Я знаю, это слишком сложный вопрос, на него невозможно дать простого ответа. Но я уже устала задавать этот вопрос себе, ища ответы в ошибках и разочарованиях прошлого. Мне на него не могут ответить подруги, потому что у них те же самые ошибки и разочарования, только с другими именами и фамилиями.
Я даже искала ответ на этот вопрос в книгах по психологии, но там вместо ответов многостраничные описания неврозов, комплексов, иерархий ценностей, когнитивных диссонансов. Бабушка, ты можешь объяснить мне, просто и понятно, почему уходит любовь?
— Внученька, — ответила бабушка. — Ответ на этот вопрос прост. Любовь уходит тогда, когда один из пары начинает думать, что он достоин лучшего. Когда один начинает считать присутствие второго в своей жизни не незаслуженным счастьем, а чем-то само собой разумеющимся.
Тогда любви уже нет места и она уходит. А виной всему гордыня.
Недаром Церковь считает ее самым коварным грехом.
В Египте, где в глубокой христианской древности было много великих монастырей, один монах дружил с неученым бесхитростным крестьянином-феллахом. Однажды крестьянин сказал монаху:
— Я тоже почитаю Бога, сотворившего этот мир! Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молочко. Оно Ему очень нравится! Ни разу не было, чтобы в миске хоть что-нибудь осталось.
Услышав эти слова, монах не мог не рассмеяться. Он добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Однако крестьянин упрямо настаивал на своем. И тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком останется под пальмой.
Сказано-сделано: ночью монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста.
Крестьянин как громом был сражен этим открытием.
— Да, — сокрушенно признал он, — теперь я вижу – это был не Бог.
Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог – это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом… Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу.
Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал:
— У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву.
Из книги Т. Шевкунова «Несвятые святые и другие рассказы
Однажды богач решил взять своего маленького сына в деревню, чтобы показать, какими бедными бывают люди. Они провели день и ночь на ферме, в кругу очень бедной семьи.
Вернувшись домой, отец спросил сынишку, понравилось ли ему путешествие. — Было замечательно, папа! — сказал он. — И что тебе показала наша поездка?
— Я увидел, что у нас одна собака в доме, а у них — четыре пса. У нас есть бассейн в саду, а у них — бухта, из которой видно бескрайнее море. Мы освещаем ночью свой сад лампочками, а им светят звезды.
Отец от такого ответа лишился дара речи, а сын добавил:- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богатыми могут быть люди.
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили:
– Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил:
– Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили:
– А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал:
– Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего:
– А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал:
– Храм строю.
Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Мы привыкли чувствовать аромат цветка,
вдыхать запах земли после дождя или запах моря,
оставшийся на коже после купания.
Жаль, что нам никто не говорил,
что у души тоже свой аромат.
Она тоже пахнет,
а чем — зависит от того,
чем она живёт и чем каждый день наполняется.
Красотой, добротой, приветливостью,
милосердием вы можете светить в этом мире…
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Однажды один человек попал в кораблекрушение и был выброшен волной на необитаемый остров.
Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день всматривался он в горизонт в надежде, что увидит плывущее на помощь судно.
Вымотавшись окончательно, человек решил выстроить себе шалаш из досок, которые выбросило на берег после кораблекрушения. Как иначе защититься от дождя и зверей?
Но однажды, вернувшись на берег после поисков пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем: дым столбом поднимался к небу. Самое ужасное, что вместе с шалашом сгорели все его оставшиеся вещи. Он остался ни с чем.
Человек больше не мог сдерживать своего отчаяния и гнева:
— Боже, как Ты мог так со мной поступить? — рыдал он.
Но на следующее утро его разбудил гудок корабля. Корабль плыл к его острову, чтобы его спасти.
— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов.
— Мы увидели дымовой сигнал, — ответили они.
Жило-было железо, и начало оно ржаветь. Точит его ржавчина и точит — хоть помирай. И так захотелось железу избавиться от ржавчины, что начало оно просить Бога: «Боже, спаси меня от ржавчины!» А рядом с железом лежал напильник. Услышал он как железо умоляет Бога спасти его от ржавчины, и предложил железу свою помощь. «Ну уж только не ты! — воскликнуло железо. — Ты такой грубый и жестокий! Бог пошлет мне кого-нибудь другого, какую-нибудь мягкую пасту или бархатную тряпочку!» В это время проходил мимо рабочий, увидел, что по железу пошла ржавчина, взял в руки напильник и начал им очищать ржавчину с железа. «Только не напильником, только не напильником!» — застонало железо. А рабочий услышал, как железо заскрипело, и говорит: «Вот, как раз подходящий напильник для этой ржавчины, ничем другим ее и не возьмешь!»
Сказал старый монах: «Очищение сердца — это всегда отречение от самого себя с великой болью».
Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом
Как-то один молодой человек решил жениться. Неделю он бегал весь в хлопотах, подготовке к свадьбе. В один из вечеров он обратился к отцу: «Папа, у меня к тебе просьба. Я не успеваю все сделать один, поэтому, пожалуйста, вот тебе список моих друзей. Обзвони их и пригласи на мою свадьбу».
«Хорошо, сынок» — ответил отец.
В день свадьбы сын подбежал к отцу и начал возмущаться:
«Папа, я же просил тебя обзвонить всех моих друзей!»
— Я так и сделал.
— Но в моем списке было 50 человек, а я вижу только 15 из них.
— Сынок, я обзвонил всех… всех 50 человек. Каждому из них я сказал, что звоню по твоей просьбе, что у тебя сейчас проблемы и тебе нужна помощь друзей. И попросил всех прийти в это время в это самое место.
Поэтому не переживай, сын,
ВСЕ ТВОИ ДРУЗЬЯ СЕЙЧАС ЗДЕСЬ!
Известный греческий подвижник двадцатого века старец Порфирий обладал многими дарами от Бога и мог провидеть будущее человека. Однажды он устыдил свое духовное чадо за то, что тот искупался в холодной воде и мог умереть от сердечного приступа.
— Батюшка, но ведь вы мне сказали, что я проживу еще много лет, — возразил тот. — Как же вы теперь говорите, что вчера я мог умереть?
— То, что я тебе сказал, верно, — ответил старец. — Лампада твоей жизни имеет масла на много лет. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет. Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а не подвергать бессмысленным опасностям. Будь осторожен со своей лампадой!
Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями.
Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не подошел к нему, расспросил он у прохожих, как добраться до села, и пошел, куда сказали.
В пути старичок был уже с полчаса, вдруг слышит конский топот сзади. Видит – несутся лошади, запряженные в красивый тарантас, управляет ими молодой человек.
– Вот и помощь, – подумал старичок и поднял руку, чтоб его подвезли.
– Что ты хочешь, старик?
– Подвезете меня до села? – спросил странник.
– Идти не далеко, сам доберешься.
– Спасибо – кротко ответил старичок.
Понеслись лошади дальше.
Вернувшись в церковь, дьякон сказал настоятелю:
– Не приехал епископ.
– Что-то, видно, случилось, раз не смог приехать.
Вечером старичок добрался до села. Видит колодец с журавлем. Он заночевал у него.
Разбудили его утром женщины, что пришли за водой. Спросил странник, где живут христиане.
– Тут все христиане, – был ответ.
И пошел старик по селу просить милостыню. Кто картошечку даст, кто сухую корку хлеба. Старичок складывал милостыню и подписывал на ней имя давшего.
Вечер нищий провел в уголке храма. Закончилась служба. Священник возблагодарил Господа за благодеяния. Возблагодарил Господа и нищий.
Растроганные прихожане покидали службу. Проходя мимо старичка-нищего, говорили:
– Оставайся с Господом.
Храм закрыли на ночь. Пошел старичок ночевать к колодцу-журавлю.
Так продолжалось два дня.
На третий день, когда собрались все христиане в храме, перед началом службы старичок-нищий вышел из угла и, пройдя к престолу, раскрыл котомку, и начал выкладывать заплесневелые корки хлеба, кусочки картошки и прочую не слишком привлекательную еду. Дьякон, тот самый, что ездил на вокзал, увидел это, двинулся к старичку, чтобы навести порядок…
Нищий твердым властным голосом сказал:
– Сегодня я буду вести службу. Я епископ, которого вы ждали.
В храме сделалась жуткая тишина.
А епископ продолжал:
– Сейчас я буду вести проповедь на тему “Раздели хлеб твой с голодным”
Он поднял сухой заплесневелый кусочек хлеба и, назвав имя подателя, человека зажиточного, и обратился к нему с вопросом:
– Может человек прожить твоим подаянием? Посмотрите, братья и сестры.
Краска стыда залила лицо вопрошаемого. Ему вспомнились слова Христа: “Что ты сделал ближнему, то сделал Мне…” И: “Отойдите… Отойдите… От Меня. ..”
Епископ уже держал в руке кусочек картошки. Обличение звучало для другого человека…
Вынимая из сумки все новые огрызки, епископ называл имена.
Под конец он вынул два увесистых свертка с хорошей едой. Их пожертвовали две многодетные семьи.
Впервые в жизни богачам хотелось оказаться на месте этих бедняков. Некоторые начали искать оправдания, типа такова человеческая природа. Но два последних свертка заставили всех содрогнуться. Мало кто сумел удержать слезы от горечи и стыда.
– Ничего, – стал их утешать растроганный, забывший все недоброе, епископ, – я очень рад, что Господь пробудил вас.
Настоятель обратился к гостю с вопросом:
– Где же вы ночевали?
– У брата Журавля, – был ответ.
– Кто это?
– Колодец-журавль стал моим братом, приютил меня на ночь.
Воспоминания о приезде епископа остались в памяти надолго. Такое разве забудешь?
Некогда авва Макарий проходил от озера в свою келью. Он нёс пальмовые ветви, и вот на пути встретился с ним дьявол с косой. Дьявол хотел ударить Макария, но не мог. И говорит ему:
– Много силы в тебе, Макарий. Я не силён против тебя. Всё, что ты делаешь, и я сделаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты побеждаешь меня.
– Чем же? – спросил Макарий.
– Смирением, – ответил дьявол. – Вот почему я не силён против тебя.
Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди – считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово – и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
свт. Николай Сербский
Когда нет никакой надежды — кричи: «Дай мне надежду, Господи!». Когда нет никакого терпения — терпи и кричи: «Дай мне силы терпеть и надеяться, Господи!». Когда жалко себя до ненависти к жизни — прекрати себя жалеть и кричи: «Слава Тебе за всё, Господи!». Молитесь. Надейтесь. И не сомневайтесь, Господь услышит.
Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть — знайте, что действуют в сердце вашем бесы.
Знайте, что каждый раз, когда лжёте, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним — знайте, что бесы действуют в сердце.
Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен.
Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Нельзя «лезть в душу» человека, ибо душа – это святое святых, и туда можно войти только если вам отворят и пригласят внутрь. Иногда можно стоять у двери и стучать, как Христос стучится в души людей, но тихо и ненавязчиво. Если же дверь не отворяется, лучше отойти. Любовь к ближнему должна быть мудрой.
Диавол не боится ни нашего ума, ни наших знаний. У него их больше. Он не боится даже наших добродетелей. У него их больше. Только одной добродетели у него нет и она его убивает, а нас спасает. Что это за добродетель? …Однажды, достигнув чего-то, я гордо пошел к своему старцу. Он, увидев меня, сразу понял, что я поскользнулся, и не дождавшись моих слов, сказал: – Почему мы так гордимся, сынок? Какими делами гордимся? Тем, что постимся, мало едим? диавол постится больше нас, никогда не ест. Тем, что не спим ночью, что мало спим? диавол бодрствует больше нашего, никогда не спит. Тем, что воздерживаемся? что сохраняем девственность? диавол девственнее нас: даже если он захочет блудствовать, то не сможет – у него нет тела.
Я не поверил своим ушам. Какими бы добродетелями мы не обладали, диавол тоже обладает ими. Какие бы добродетели мы ни приобрели, тех добродетелей, которые диавол имел, когда был архангелом, мы не приобретем никогда. И все они были утрачены. Почему? Потому что ему недоставало одной добродетели. Мы должны стараться приобрести эту добродетель, чтобы спастись.
Диавол одолевает нас не только грехами. Он одолевает нас добродетелями больше, чем грехами. Грехи мы видим, можем их избежать, но за добродетели боремся, чтобы их приобрести.
Один святой сказал: ”Хочешь поститься? Диавол тебе помогает. Хочешь подать милостыню? Диавол тебе помогает. Строить храмы? Диавол тебе помогает. Почему? Потому что знает, что если добьемся всего этого, то можем возгордиться и все погубить”. Мы должны обладать той добродетелью, которой у него нет. Быть смиренными!
Одна женщина очень жалела голубей и кормила их в парке зимой. Каждый день утром она приходила туда с батоном ещё тёплого хлеба и скармливала им весь батон, разбрасывая крошки вокруг себя. Так продолжалось довольно долго. Это заметил один мужчина; он сказал ей:
— Вот вы кормите здесь этих птиц, кидаете им крошки вашего батона. А в Африке между тем голодают люди…
Женщина, посмотрев на него, ответила:
— Ну, до Африки-то мне батон не докинуть!
Есть люди, которые любят рассуждать о глобальных проблемах Мира, но реально ничего не делают. А есть люди, которые видят, что ближние нуждаются в помощи и помогают им.
Вскорости после сотворения мира, гусеница спросила у Творца:
— О, Великий Создатель неба и земли, скажи, пожалуйста, какая польза от меня, если я не тружусь, как муравей или пчела, не умею летать, как стрекоза или прыгать, как кузнечик. Я только и умею, что ползать по земле, но никому от этого нет никакой пользы.
Не получила она ответа на свою жалобу и поползла прочь, с горечью рассуждая о своём назначении.
Прошло время и, однажды, почувствовав свою скорую кончину, она стала сооружать себе кокон и всё вздыхала:
— Вот и прожила я на земле, но всем только мешала. Муравьи называли меня бездельницей, а кузнечик смеялся, что я толстая и медлительная. Ну, что ж, значит, так было нужно.
Залезла гусеница в свой кокон и уснула. Но это был далеко не конец, потому что гусеница вовсе не умерла, как считала. Наоборот, спустя некоторое время, превратилась она в прекрасную бабочку и не поверила своим глазам, увидев свой новый наряд.
Прилетела она радостная к Творцу и воскликнула:
— Благодарю Тебя за то, что подарил мне такой красивый облик! Никогда я ещё не была так счастлива, как теперь!
И тогда Творец ей ответил:
— Теперь ты поняла, что значит довериться Моей Воле. Впредь ты послужишь примером для людей, которые должны знать, что во время земной жизни надо смириться ниже травинки, а смерть – это всего лишь кокон, из которого вылетает бабочка-душа для Жизни Вечной.
КОГДА НАЙДЕТ НА ТЕБЯ ГНЕВ — крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз — станет слабее и прекратится совсем.
Это я нашел во многих и великих испытаниях.
Старец Иосиф Исихаст
Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком – нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит. И скажешь: «Господи, а я то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!»
Преподобный Варсонофий Оптинский
Как часто я слышу, что мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священное Писание, я ленюсь думать о Боге… Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь… Ты не ленив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим.
Если бы только наше сердце открылось Богу, если бы только Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сестра, и невеста, и жених, и ребенок, тогда ни о какой лени не было бы речи — ни о какой! Потому что, когда нужно любимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и все, и берется откуда-то находчивость, и память, и усердие, и силы.
Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит Ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше. Они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин).
Господь так соединяет людей, чтобы они своими немощами давили на больные места и таким образом помогали друг другу меняться. Вообще я хотел быть монахом, но мне повезло: мой духовник на это однажды сказал: «Деточка, у тебя столько гордости, что тебе надо жениться!»
Протоиерей Николай Могильный
Я твердо знаю: Господь выведет и приведет куда надо, даже если всё вокруг подталкивает к поражению, унынию и отчаянию. На этом пути очень многое открывается человеку, иногда очень простое, но неожиданное. Жизнь ведь дана не только для познания окружающего мира, но и для того, чтобы познакомиться с самим собой…
Митрополит Тихон Шевкунов
«Помните, в мире нет ничего случайного! Не случай правит миром, но Божий Промысл, то есть попечение о каждом из нас любящего Небесного Отца. Вот почему наши прабабушки со знанием дела говорили: «На все воля Божия. Утро вечера мудренее. Господь управит. Слава Богу за все».
Протоиерей Артемий Владимиров
«В чем смысл жизни?
Смысл жизни сам собою прояснится, если понять, что такое жизнь… Жизнь есть Дар Божий. «Жизнь от Бога нам дана» … Бог, сотворивший жизнь, Сам есть Жизнь вечная. А значит смысл жизни – в устремлении к ее Источнику. Цель жизни – найти Христа Спасителя через веру, покаяние, крещение и исполнение Его заповедей. Хочешь обрести смысл жизни, осмыслить, понять ее? Наполни каждое мгновение жизни молитвой Христу. Устреми свою мысль к Нему: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!» Если все это пока кому-то сложно понять и принять, пусть таковой обратится к Православию и Православной Церкви. Она как Мать, исполненная света и тепла, просветит и согреет искренно ищущую смысла жизни душу. Будем ходить по воскресным дням в храм Божий (как повелел нам Сам Господь), и поверьте, скоро из глубины нашего сердца вырвется признание: «О жизнь, ты блаженство!».
Протоиерей Артемий Владимиров
Один монах со Святой Горы был родом из деревни, которая находилась на территории Болгарии. Там было много некрещёных. Этот монах рассказывал мне, что, еще будучи мирянином и некрещёным, он увидел во сне своего маленького племянника, который недавно умер. Малыш стоял за оградой прекрасного сада и плакал. А сад был полон маленьких детей, которые радовались и играли. «Почему ты не идёшь в сад?» – спросил человек, видевший сон. «Как я могу пойти туда? – ответил ребёнок. – Ведь я же не крещён». После этого случая человек немедленно пошел и окрестился, а после рассказал священнику о том, что видел во сне. Так устроил Бог для того, чтобы другие тоже поняли, какое достоинство имеет Святое Крещение. После этого жители этой болгарской деревни тоже стали крестить детей.
Преподобный Паисий Святогорец
Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа. Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь. Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался.
«Вся эта история – чепуха! – сказал он. – С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!»
И вот жена и дети ушли, а он остался дома. Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть. Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть.
На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше. Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом. Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно.
Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.
Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.
Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны – в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно.
«Почему же гуси не идут за мной? – воскликнул человек. – Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?»
Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», – сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея. Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей.
Затем он выпустил своего гуся. Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай – и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.
Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше. «С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!».
И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси – слепые, заблудившиеся, погибающие. Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.
Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву:
«Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!»
В Афинах тяжело заболел мальчик. Настолько тяжело, что врачи отказались делать операцию, а предложили обратиться в один из лучших медицинских центров Германии, оборудованный по последнему слову техники.
Так и сделали.
Сопровождал мальчика и отец Нектарий. И вот после многочасовой, сложнейшей операции выходят хирурги и заявляют:
— Непонятно, зачем Вы привезли ребёнка в наш центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!
— Какой специалист? – удивился отец Нектарий.
— Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще.
— Странно, но никакого специалиста с нами не было, вы что-то путаете…
— Ну, как же, такой – в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… да он вот только что перед нами из операционной вышел, как же вы его не заметили?..
Изумлённый отец Нектарий попросил показать ему журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии хирургов, делавших ему операцию и последней в ряду была запись, сделанная от руки по-русски: «Архиепископ Лука»
Дивны дела Твои, Господи!
«Святой Иоанн Златоуст говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, — все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!»
Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна.
Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха и вдруг восхищённо закричал:
— Папа, видишь, все деревья идут назад! Пожилой мужчина улыбнулся в ответ.
Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного
сконфужены тем, что 25 летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок.
Внезапно молодой человек снова закричал в восторге:
— » Папа, видишь, озеро и животные… Облака едут вместе с поездом!»
Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного.
Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека. Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал:
— Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?
Желая хоть чем-то помочь, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину: — Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?
Пожилой мужчина ответил: — Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение…
Невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Всей полнотой знаний обладает только Бог.
Поэтому — «Несудите, да не судимы будете!»
ПРОЩЕНИЕ от всего сердца – самый большой дар нашему ближнему. И Сам Господь Бог именно в прощении ждет увидеть в нас Своих учеников, ждет, чтобы мы вслед за Ним совершили этот милостивый суд над нашими ближними. И простили, отпустив на свободу и исцелив от вечных мук.
Конечно, Страшный суд будет вершить Сам Господь, но Промыслом Божиим – как это ни поразительно, как ни ужасающе для нас, людей, даже звучит – и нам дано принять в нем участие.
Мы с вами вспоминаем о суде Божием как о суде над нашим милосердием. Господь говорит, что если вы были милостивы к одному из малых сил, ближних наших: накормили, утешили, посетили в темнице или в болезни, то сделали это Самому Господу Богу. И награда таковым – «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
И напротив, если вы не смогли найти в себе это милосердие, Господь говорит страшные слова: «Отойдите от Меня, проклятые…»
В нашем мире нет никакой другой истинной милостыни, кроме деятельного милосердия. И еще – ПРОЩЕНИЯ, как высшего проявления милосердия, как «исцеления» и «отпущения на свободу».