Мы уже писали о возрождении Преображенского и Семеновского лейб-гвардии полков. Эти части формируются в Москве и уже 9 мая пройдут торжественным маршем по Красной площади. Исторически эти полки дислоцировались в Санкт-Петербурге — столице Российской империи.
Суворовцы Санкт-Петербургского суворовского военного училища в силу своей профессиональной ориентации изучают историю гвардии в рамках дополнительного образования. Семеновский полк представляет для них наибольший интерес, так как в нем начинал свой славный путь Александр Васильевич Суворов.
Поэтому инициативу президента В. В. Путина они восприняли как руководство к действию. Особенно живо отреагировали первокурсники, занимающиеся в клубе «Летописец» по программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие кадет». Они тут же обратились к доступным им источникам. Более всего их внимание привлекла судьба полковых святынь и захоронений героев, так как суворовцы по праву считают себя ответственными за несение вахты памяти.
Уже в самом начале у воспитанников возникли вопросы, связанные с духовным наследием Семеновского полка: если главные полковые святыни Преображенский и Измайловский соборы в Санкт-Петербурге действуют, реставрируются и обретают утраченные в советский атеистический период реликвии, то где же полковой храм семеновцев, где находятся их иконы и знамена, где захоронены герои?
К своему огорчению ребята выяснили, что Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка, построенный знаменитым архитектором К.А. Тоном, был безжалостно разрушен в 1933 году. Одну часть икон передали в музеи, другая часть, а также полковое знамя, исчезли. До сих пор не известна судьба захоронений семеновцев: фельдмаршала князя П. М. Волконского, генерала-майора Г. А. Мина, генерала С. И. Соважа и других офицеров, а также генерала-майора графа В. П. Клейнмихеля — выпускника Пажеского корпуса, в здании которого сейчас обучаются петербургские суворовцы.
В ходе сбора информации по утраченному собору ребята нашли на сайте Военно-медицинского музея информацию о том, что его экспозиция включает зал — часовню во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм, посвященный истории лейб-гвардии Семеновского полка, и решили посетить его.
К моменту визита в музей, у нас уже четко сформировалась дерзновенная, на первый взгляд, цель — возродить собор. Несмотря на наивные представления ребят, что сделать это не так уж сложно, они вполне были готовы лично начать работать, вплоть до раскапывания фундамента и до возведения стен. «Мы — суворовцы, мы работы не боимся» — уверенно говорили они.
Мы решили заручиться поддержкой членов Молодежной коллегии при губернаторе Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадет. Они сразу откликнулись и всецело поддержали нас.
25 апреля 2013 года суворовцы, члены коллегии и союза посетили Введенскую часовню в Военно-медицинском музее. У входа в музей нас встретил протоиерей храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Михаил Погиблов.
В музее нам оказали радушный прием. Старший научный сотрудник музея Селиванова Ласса Николаевна провела интересную и захватывающую экскурсию. Мы узнали, что Введенская часовня открылась сравнительно недавно в 2001 году.
10 декабря, спустя несколько дней после Введения Богородицы во храм, но тоже в Богородичный праздник Знамения Пресвятой Богородицы, ее освятил настоятель Николо-Богоявленского морского кафедрального собора протоиерей Богдан Сойко.
Убранство часовни включает: иконы, среди которых фотографическая копия главной святыни семеновцев — перламутровой иконы «Введения Пресвятой Богородицы во храм», ныне находящейся в православном соборе Александра Невского в Париже; батальные картины И. В. Владимирова и В.В. Мазурковского; гравюры Д. Морелли и Н. Теребенева с изображениями воинов лейб-гвардии Семеновского полка; портреты выдающихся полководцев, служивших в Семеновском полку: графа С.Ф. Апраксина, графа А.Г. Орлова-Чесменского, генералиссимуса А.В. Суворова и др.; фотографии. Весь интерьер устроен по принципу «исторического двуединства союза служителей веры и армии, который раскрывает цветовое и художественное решение композиции. Васильковый цвет бархатного убранства — цвет Богородицы и мундиров гвардейцев Семеновского полка, белый цвет — чистота православной веры и убранства палат полкового госпиталя»[1].
Особое внимание ребят привлекли редкие документы, относящиеся к 1890 годам: разрешение командира на вступление в брак, выданное офицеру гвардейского полка, свидетельство о рождении, вид на жительство. Эти пожелтевшие от времени листки словно приоткрыли нам окно в прошлое, позволили соприкоснуться с обыденной жизнью семеновцев.
Затем все участники мероприятия посетили место разрушенного собора, где ныне установлена памятная стела, увенчанная крестом. Здесь отец Михаил совершил краткое моление об павших семеновцах.
После многие суворовцы говорили, что в период молитвы они ощутили, что земля, на которой они стояли, священна, не только потому, что, возможно, она скрывает останки славных семеновцев, захороненных в крипте взорванного собора, но и потому, что христианский храм — это особое пространство, освященное постоянным присутствием Бога, и даже после уничтожение его место сохраняет свое сакральное значение.
В течение непродолжительной, но очень интересной экскурсии мы получили яркие впечатления об истории Семеновского полка и его традициях, среди которых суворовцам особенно запомнилась «идти на врага, не сгибаясь под пулями». Позже, уже после экскурсии, в разговоре ребят не раз прозвучала фраза, что вера была импульсом бесстрашия и мужества русских воинов, залогом их побед.
Все участники мероприятия пришли к единодушному мнению о необходимости возрождения Введенского лейб-гвардии Семеновского полка собора: для кого-то православной церкви, для кого-то — уникального архитектурного памятника, для кого-то — мемориала побед русского воинства, но для всех — великой святыни России.
Отрадно, что гостеприимно встретившие нас сотрудники Военно-медицинского музея разделяют наши надежды и тоже считают, что: «воссоздание архитектурного облика собора «Введения во храм Пресвятой Богородицы» в старой части Санкт-Петербурга стало бы еще одним шагом к возрождению величия России»[2].
Один из суворовцев первого курса сказал, что мечтает о том, чтобы, когда он станет выпускником Суворовского военного училища, он смог снова побывать здесь, только уже не на месте собора, а под его сводами.