Виктория Гусакова о состоявшихся II Петербургских молодежных дебатах «Вторая Отечественная или Первая мировая война» …
Сегодня нравственное осмысление нашей истории является актуальной проблемой, особенно в воспитании подрастающего поколения.
Будем ли мы, как патриоты гордиться добродетелями наших предков и усваивать уроки их ошибок, или, наоборот, отречемся от прошлого, как «Иваны, родства непомнящие», или вознесемся в мнимой славе, заменив идеалы кумирами, зависит наше будущее.
2014 год отмечен яркими судьбоносными для России датами: 700 лет преподобному Сергию Радонежскому и 100 лет с начала Первой мировой войны, которой сейчас хотят дать новое именование «Вторая Отечественная».
Имя преподобного Сергия известно всем, даже непутевому школьнику, который сразу Вам скажет, что это тот, «кто благословил народ на Куликовскую битву», при этом совершенно забыв имя князя Дмитрия Донского. Что ж, и это хорошо!
О Куликовской битве должны знать все. По сути, это первое сражение за Отечество, когда, по словам Льва Гумилева «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозёрцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские». Единый духом народ дал отпор врагу и обрел Отечество.
В Отечественной войне с Наполеоном «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» (Л.Н.Толстой).
В Великой Отечественной войне все как один стали на защиту Родины-матери. А что же происходило в Первой мировой войне?
На этот вопрос пытались найти ответ воспитанники суворовского военного и нахимовского военно-морского училищ, а также ученики 6–8 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
15 октября 2014 г. по инициативе Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ состоялись II Петербургские Молодежные Дебаты по теме «Вторая Отечественная или Первая мировая война». Важным обстоятельством проходивших дебатов стало органичная включенность в них представителей старшего поколения – гостей, в прошлом выпускников Киевского суворовского военного училища, ныне членов Ассоциации суворовцев, нахимовцев и кадет, а также педагогов.
Дебаты проходили в Мальтийской капелле, под Августовской иконой Божией Матери – святыней Первой мировой войны, которая помещалась на экране с темой дебатов. Создавалось ощущение, что Божия Матерь распростерла десницу не только над изображенными на иконе солдатами, но и над всеми участниками дебатов, словно благословляя их на достижение цели дебатов – нахождение Истины.
Для участия в дебатах ребятам нужно было представить эссе, в котором требовалось лаконично, но ясно раскрыть свое мнение по заявленной теме. Ребята справились, но их взгляды разделились. Половина участников отстаивала точку зрения, что война Отечественная, потому что «в ней сражался весь народ» и солдаты и офицеры проливали свою кровь «за веру, царя и Отечество», а другая половина категорически отрицала это, аргументируя свое мнение тем, что Россия «свою территорию не защищала», а «итогом войны стала катастрофа».
В защиту именования «Вторая Отечественная» ребята писали:
• «Россия никогда не вела захватнических войн. И Первая мировая не стала исключением… кто как не народ будет оборонять и защищать свою страну ? И поэтому, не смотря ни на что, и Первую мировую, и Вторую можно смело назвать ОТЕЧЕСТВЕННОЙ».
(Н.Горбачев. МКОУ Ульяновская СОШ № 1 Тосненского района Ленинградской области).
• «Я считаю, что эту войну можно и нужно называть Второй Отечественной. …забыть Первую мировую войну, было самой большой ошибкой. Ведь на этой войне сражались наши прадеды, на этой войне, на фронт людей отправляли тысячами. Но русские знали, за что погибали. Они сражались за нас, за то, чтобы мы жили. Если бы Германия и Австро-Венгрия захватили бы Францию и Бельгию то, неизвестно, кто бы их остановил на пути к Русской земле, на пути к той земле, по которой мы ходим! И эта война должна остаться в истории одной из самых широко масштабных и кровопролитных военных конфликтов. Это Вторая Отечественная война».
(И.Иванов. МКОУ Ульяновская СОШ № 1 Тосненского района Ленинградской области).
• «нельзя отрицать, что Россия внесла большой вклад в победу над Центральными державами, русская армия разгромила большую часть австро-венгерской армии, облегчила ситуацию на итальянском и балканском фронтах, сотрудничала с англичанами на месопотамском фронте, боролась с Османской империей на Кавказе. Соответственно, для России эту войну можно назвать отечественной. Немало боевых действий проходило на територии Российской империи».
(Э.Кюребегов, ГБОУ гимназия № 41 имени Эриха Кестнера).
• «В моей семье есть герои как Второй Отечественной – Первой мировой войны, так и Великой Отечественной войны. Это Смольников Михаил Иванович. Он воевал на Северо-Западном фронте, принимал участие в обороне знаменитой крепости Осовец, Георгиевский кавалер. Он, как и многие солдаты, и офицеры, доблестно защищал нашу Родину. Я знаю и помню его подвиги ради Родины. Он защищал свой дом и Родину. Лично я считаю, что мы не должны забывать эту войну. Мы должны помнить подвиги и героизм русского человека. И не называть её Первой Мировой, а назвать Второй Отечественной или Великой войной».
(В.Пашин, Санкт-Петербургский кадетский корпус МО РФ).
• «Мы должны были воевать не только за Балканы, но и за само существование русской цивилизации как цивилизации европейской. Думаю, что именно этот фактор и позволяет рассматривать эту войну как войну Отечественную».
(С.Ревзус. Нахимовское военно-морское училище МО РФ).
В пользу Первой мировой войны были названы следующие аргументы:
• «Россия была втянута в войну. Свою территорию не защищала. Интересов русского народа не отстаивала. Итог войны для России — катастрофа. Война против себя не может быть отечественной!».
(А.Белова, МКОУ Ульяновская СОШ №1 Тосненского района Ленинградской области).
• В этой войне не было победителей, наверное, только смерть и сама война по-настоящему выиграли в этой борьбе. Больше всего расстраивает тот факт, что солдат и военных погибло 10 миллионов, а мирных жителей 12…
Это был апофеоз войны. Война почти без причин, без четких целей, без победителей… Сегодня наш долг восстановить память о войне и ее героях, но, по-моему, лучше оставить старое название «Первая мировая война» звучит лучше и правильнее с исторической точки зрения, чем «Вторая Отечественная.
(Е.Гулк. ГБОУ гимназия № 41 имени Эриха Кестнера).
• «Первая Мировая война не затронула основную территорию России. В ней участвовали действующие войска. Эту войну Россия не завершила своей победой. В итоге этой войны в 1917 году в России произошла революция, в результате которой произошел переворот власти… Первая Мировая война велась на границах Российской империи, ни один крупный город взят не был, поэтому Первую Мировую войну назвать Отечественной НЕЛЬЗЯ!»
(А.Данилова, МКОУ Ульяновская СОШ №1 Тосненского района Ленинградской области).
Единодушны во мнении были Санкт-Петербургские суворовцы. Они утверждали, что война не может быть названа Отечественной, потому что военные действия в защиту своих территорий, подразумеваемые Отечественной войной, не велись, и в результате войны произошли утрата земель, свержение государя и революция.
В ходе дебатов был поднят вопрос об увековечении памяти героев Первой мировой войны. Установленный недавно памятник у Витебского вокзала большинство ребят сочли неудачным и недостойным звания мемориала. Суворовец Виктор Грузков представил проект возрождения воинского Введенского собора, в котором до 1917 года было захоронено 26 офицеров, павших на полях сражений Первой мировой войны. Присутствующие в зале дебатов, которым на время стала Мальтийская капелла, пришли к единому мнению, что Введенский лейб-гвардии Семеновского полка собор (о нем мы уже неоднократно писали на Русской народной линии) мог бы стать достойным мемориалом Первой мировой войне.
Завершились Дебаты лирическим выступлением творческого объединения гимназии № 227 «Народная традиция». На сцене Мальтийской капеллы ученицы гимназии и их руководители представили литературно-музыкальную композицию «Сестры милосердия».
По отзывам участников дебатов, они узнали много нового и полезного. Им было интересно заглянуть на мало прочитанную и неосмысленную в полной мере страницу нашей истории. И, хотя участники дебатов не пришли к единому мнению, полученные ими яркие впечатления объединили ребят. Покидая училище, они выражали свое желание вернуться для новых встреч, обсуждений и дискуссий.
Гусакова Виктория Олеговна, педагог доп. образования Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, кандидат искусствоведения