В седмицу 28-ю по Пятидесятнице, 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, настоятель воссоздаваемого Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка протоиерей Михаил Погиблов совершил праздничную Божественную Литургию в Введенской часовне Военно-медицинского музея.
На Богослужении присутствовало более 40 человек, среди которых были директор Военно-медицинского музея Анатолий Андреевич Будко, сотрудники музея, исполнительный директор благотворительного фонда «Воссоздание Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка» Владимир Леонидович Кулибаба, а также община верующих прихода.
В этот торжественный день молитвы всех присутствующих были обращены к нашей Небесной Заступнице. Верующие просили Богоматерь о помощи в воссоздании поруганной святыни – Введенского собора, полностью разрушенного в 1993 году.
Накануне престольного праздника настоятель храма святой равноапостольной Нины протоиерей Александр Чурай передал в дар для воссоздаваемого Введенского собора Ченстоховскую икону Божией Матери. Этот образ Пресвятой Богородицы ещё называют «Непобедимая Победа». Подарок отца Александра еще больше укрепляет веру в то, что Царица Небесная помогает нам, и с Божией помощью собор будет восстановлен!
С праздником, дорогие братья и сестры!
Ченстоховская икона Божией Матери, или «Непобедимая Победа», имеет очень древнюю и удивительную историю. По преданию, она является одной из 70-ти икон Пресвятой Богородицы, которую написал святой евангелист Лука в Иерусалиме, в Сионской горнице. Предположительно она написана на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство.
В 70-х годах первого столетия, во времена гонений на христиан, Ченстоховский образ Богоматери и другие святыни христиане бережно прятали в пещерах. Через три столетия равноапостольная царица Елена, совершая паломничество на Святую землю, получила эту икону в дар от христиан Иерусалима. На протяжении последующих пяти веков образ пребывал в Константинополе, во дворцовой императорской часовне.
Существует две версии того, как оказался на Руси святой образ. По одной версии, образ Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы принесли к нам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. По другой — из Константинополя в Россию икона была привезена русским полководцем князем Львом. С великими почестями икона была перенесена князем в северо-восточную Галицию, Червонную Русь в замковую церковь города Белз. Церковь находилась тогда в ведении православного духовенства. Образ, прославившийся многими чудесами, на Руси весьма чтили.
Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому.
Во время осады татарами замка Белз, уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла, заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы.
В сонном видении Заступница Небесная повелела князю Владиславу перенести чудотворную икону на Ясную гору в польский город Ченстохов. В 1352 году князь перенес в основанный им Ченстоховский монастырь чудотворную святыню, отсюда и название иконы – Ченстоховская.
Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или ослепли.
В середине XVII века шведский король Карл Х Густав взял Варшаву и Краков, но потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.
В 1813 году русская армия под руководством М.И. Кутузова теснила наполеоновские войска вглубь Европы. И монастырь, где находилась Ченстоховская икона Божией Матери, был взят русскими войсками. Настоятель обители преподнёс русским военачальникам список Ченстоховского образа.
Первый молебен о победе над Наполеоном был отслужен именно пред Ченстоховским образом, когда русская армия под руководством М.И. Кутузова взяла крепость Ченстохов в Польше. Этот образ Пресвятой Богородицы после войны 1812 года стал символом победы русского оружия, а православные верующие стали называть чудотворный образ «Непобедимой Победой».
По повелению императора Александра I, эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также с ключами еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где перед чудотворным образом зажгли неугасимую лампаду. Также Александр I украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями.
Каждый год 7-го января вечером, накануне празднования Собора Рождества Пресвятой Богородицы, именно пред Ченстоховской иконой служился молебен о даровании победы русскому воинству. Так было до 1917 года…
В 1932 году Казанский собор закрыли, икону со священным изображением передали Государственному музею истории религии и атеизма.
Уже с X века Ченстоховская икона Божией Матери прославилась великими чудесами и привлекала к себе множество поломников. Икона почитается как православными верующими, так и католиками.
Памятными событиями для православных петербуржцев и москвичей стали состоявшиеся в 2002 году крестные облеты на самолетах с Ченстоховским образом вокруг Санкт-Петербурга и Москвы.
День празднования Ченстоховской иконы Божией Матери 19 марта и 9 сентября.