Отечественная война 1812 года — очень значимое событие в русской истории. Возникновение этой войны было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. Для армии Наполеона война была захватнической и грабительской. Для русских это была война Отечественная, справедливая, за веру православную. Русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения. В этой войне ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.
В канун Рождества 1812 года (24 декабря по ст. ст./ 6 января по н.ст.) пришла долгожданная счастливая весть. В этот день в освобожденном Вильно Император Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны. В высочайшем Манифесте в качестве главной причины победы была названа помощь Бога. Содержавшиеся в нем благодарности Богу за дарованную победу зачитывали на проповедях.
Также в этот день Императором Александром I было издано ещё два манифеста. Один — о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа (прообразом которой являлся Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка, ныне воссоздаваемый) в честь победы российского воинства и в благодарность Богу. Другой манифест — об учреждении серебряной медали для войск, участвовавших в битвах. На лицевой стороне медали в середине поля изображено «всевидящее око» Творца внутри пирамиды, из центра которой исходит лучезарное сияние; внизу указана дата — «1812 годъ». На оборотной стороне медали прямая четырехстрочная надпись, взятая из Псалтири: «НЕ НАМЪ — НЕ НАМЪ — А ИМЕНИ — ТВОЕМУ» (Пc. 113:9).
Император Александр I также постановил ежегодно праздновать в день Рождества Христова и великий День Победы. В этот день после окончания Рождественской литургии было решено приносить особое благодарственное моление с коленопреклонением, при чтении специально установленной на этот случай молитвы, текст которой по поручению Синода написал архимандрит Филарет (Дроздов).
Праздник был отменен после Октябрьской революции 1917 года.
Замечательно, что эта традиция возродилась в современной России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 1997 года ежегодно 25 декабря в храме Христа Спасителя совершается молитвенное поминовение военачальников и воинов, павших в Отечественной войне 1812-1814 годов и всех погибших российских воинов.
Алексий II, обращаясь к православным верующим, напомнил им слова Христа о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Вот почему «воинский подвиг всегда почитался Церковью как героический и мужественный». Патриарх призвал соотечественников «помнить героический подвиг наших предков, которые в войне 1812 года и в последующих войнах отдали самое дорогое — свои жизни, защищая священные рубежи Отечества».
В начале августа 1812 года на плацу Семеновского полка петербургское ополчение под руководством М. И. Кутузова принимало присягу. Митрополит Амвросий освятил знамена ополченских дружин. Император Александр I, объехав ряды ратников, выразил особое удовлетворение.
Лейб-гвардии Семеновский полк принимал непосредственное участие в Отечественной войне 1812 года, сражался в Бородинской битве. Во время заграничных походов русской армии (1813-1814) Семеновский полк участвовал в сражениях при Люцене, Бауцене, Кульме, Лейпциге, за свои подвиги полк получил Георгиевское знамя. Кампанию 1814 года семеновцы окончили в Париже, а 30 июля торжественно вступили в Петербург через Триумфальные Нарвские ворота, построенные по повелению Императора в память отличной службы войск Гвардии 1812, 1813 и 1814 гг.
Манифест Александра I «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского»
«Объявляем всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы, и подвигаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростью вступавшего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не упустим оной во внутренние места, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.
Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу.
От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.
Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел
нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.
Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.
Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину».