Гитлеровские войска напали на СССР 22 июня 1941 года, в воскресенье, когда Православная Церковь отмечала день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших (это переходящий праздник, он зависит от празднования Пасхи и в 1941 году пришелся на 22 июня). Это особенный праздник для православных русских верующих, это день, в который церковь прославляет всех тех, кто на протяжении тысячелетней истории молитвенным или ратным подвигом, церковным служением создавал, защищал, сохранял, благоустраивал, украшал и воспевал Русь.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война, самая страшная и кровопролитная война, в которой враг – германский фашизм – намерен был уничтожить Россию, стереть с лица земли само понятие Россия. На стороне Германии выступали также Румыния, Финляндия, Словакия, Венгрия и Италия, а также множество добровольцев из покоренных Германией стран. Как и в 1812 году Россия оказалась один на один с силами объединенной Европы.
Страна была на грани катастрофы. В те дни мало кто верил в победу, не знали, что делать.
Первыми к народу обратились не партийные деятели, а предстоятели православной церкви. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) стал первым, кто 22 июня 1941 года обратился с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона… Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени… С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Православная наша Церковь… благословляет небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»… Господь нам дарует победу».
Воззвание митрополита Сергия было распространено по всем православным храмам нашей страны. С таким же воодушевлением, слезами, религиозно-патриотическим подъемом встретили верующие люди это обращение митрополита Сергия. Слова этого воззвания идут навстречу самым святым чувствам и убеждениям православно-верующего человека, который знает, что защищать Родину, умереть за Родину — это высший христианский подвиг.
Русская Церковь, несмотря на тяжелейшее положение (накануне войны на территории РСФСР действующими оставалось около сотни православных храмов, а абсолютное большинство архиереев Московского Патриархата, либо находились в тюрьмах и лагерях, либо уже оказались в числе новомучеников), с первых дней войны встала на защиту родного Отечества: активно включилась в патриотическую деятельность, причём помогая Красной Армии не только молитвенно. Практически все православные приходы страны стихийно начали сбор средств для передачи в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и золотые изделия, одежду, сукно, дрова. Собранные средства позволили отправить на фронт колонну «Димитрий Донской», состоящую из сорока танков Т-34, поднять в воздух эскадрилью «Александр Невский», и эта помощь не могла остаться незамеченной. Она стала первым значительным шагом на пути перемен в отношении власти к Церкви.
Впервые за два последних десятилетия И. В. Сталин организовал личную встречу с высшим руководством РПЦ. Встреча, которая состоялась 4 сентября 1943 года в Кремле и на которой присутствовали митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) – со стороны РПЦ, и И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. Г. Карпов — со стороны Правительства, стала поворотным моментом в отношениях между Русской Православной Церковью и Советским государством.
Власть пошла на резкое изменение религиозной политики, гонения ослабели, было получено согласие на проведение Архиерейского собора и избрание Патриарха, возвращение части репрессированных священнослужителей, на открытие храмов и церковных учебных заведений и т.д.
Война – тяжелейшее испытание и для народа, и лично для каждого человека. Господь, видимо, попускает его как последнее средство вразумления людей, когда другие себя исчерпывают.
Одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) в 1941 году было видение во время службы в храме. Он увидел как Матерь Божия стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, — говорит Она, — как Я стояла у Твоего Креста». При этом Богородица хотела встать на колени. «Не надо, — сказал Спаситель. — Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
Война началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась на Пасху 1945 года, которая той победной весной совпала с днем памяти небесного покровителя Русского воинства — св.вмч. Георгия Победоносца. Чтобы никто не сомневался в том, что Господь, Пресвятая Богородица и Все святые, просиявшие в Российской земле, даровали нашему народу это Великую Победу.
Удивительное самоотвержение, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть свидетельство того, что не умерла в народе вера, а наоборот, всколыхнулась и спасла нашу Родину, весь мир от чудовищной по своей жестокости силы германского фашизма.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился к христианам всего мира с посланием о молитвенной и материальной помощи России.
Промыслом Божиим для определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за неё – митрополит Гор-Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат).
До большевистского переворота 1917 г. митрополит Илия ещё юношей учился в Полтавской духовной семинарии, знал русский язык, обычаи и культуру нашего народа. После обращения Патриарха Александра III к христианам всего мира митрополит Илия стал ещё горячее, всем сердцем молиться о спасении страны Российской от вражеского нашествия и погибели. Он удалился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошёл враг.
Через трое суток бдений ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если всё, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты все храмы по всей стране. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, чтобы начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, — сказала Она, — сдавать нельзя! Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
И. В. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола Сергия (Страгородского) и обещал исполнить всё, что передал митрополит Гор Ливанских Илия по дипломатическим каналам советскому правительству (письма и телеграммы ныне хранятся в архивах).
Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с нею крестным ходом вокруг города, и город был спасён. Многим тогда было непонятно, чем держался осаждённый город, помощи практически не было, то, что подвозили по «дороге жизни», было каплей в море.
Из Ленинграда Казанская икона Божией Матери начала свое путешествие по России. Да и Москва была спасена чудом! Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, бросая по дороге технику, и никто из немецких и наших генералов не мог понять: как и почему это произошло.
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед Казанской иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Участник Сталинградской битвы Варавин Павел Васильевич рассказывал: «До войны нам говорили, что религия – это дурман. Я удивился, видя под градом пуль и грохот орудий церемонию священников с иконами и хоругвями, обходящих окопы солдат, и никто из процессии не был убит».
Известно также свидетельство заступничества и помощи Божией Матери при штурме города-крепости Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает очевидец, находившийся в самом центре битвы за город: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были ещё сильны; потери были огромны, и чаша весов колебалась; мы могли потерпеть там страшное поражение. Вдруг видим: приехали командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие солдаты стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…». Но командующий пресёк всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели, куда они идут во весь рост. Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба! Сплошная огненная стена! Но священники спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен. Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу). Она была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела. Наши войска, преодолев заграждения, легко сломили рукопашное сопротивление противника и взяли город, который до этого был непреступным. Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чём здесь дело, и кто помогает русским.
Двадцать тысяч храмов Русской Православной Церкви были открыты в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Церковь благословляла Отечественную войну русского народа и всех народов нашей страны. Были открыты духовные семинарии, академии, монастыри; наступило время возвращения Православной веры на Русскую землю.
В 1947 году И. В. Сталин пригласил митрополита Гор Ливанских Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин спросил владыку Алексея, который был тогда Патриархом, чем может отблагодарить митрополита Илию Русская церковь. Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест и панагию, украшенные драгоценными камнями, доставленными из всех областей страны. Таким образом, вся Россия будет участвовать в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.
Митрополит Илия был очень растроган преподнесённым ему подарком. «Я счастлив, — сказал он, — что мне довелось стать свидетелем возрождения православной веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а, напротив, почтили её особым благословением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и её народе.