12 июля православные верующие отмечают праздник, который посвящен двум великим святым – апостолам Петру и Павлу. Этим праздником завершается Петров пост.
Православная Церковь глубоко почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Два «столпа» веры, два главных апостола — два совершенно разных характера. Искренний, пылкий Петр, некогда — простой рыбак, последовавший за Христом. И сын знатных родителей, «книжник и фарисей», римский гражданин Павел. И оба — неутомимые и страстные проповедники христианства, оба — приняли мученическую смерть в I веке за свою веру в Риме.
У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год.
Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.
В 324 году при императоре Константине в обеих столицах Римской империи — Риме и Константинополе — построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников.
«…празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, «во еже уподобитися им» (2 Coл. 5:9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но «толиким облежащим нас облаком свидетелей» (Евp. 12:1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобо проходимее. Сперва прошел по ней Сам «Начальник веры и Совершитель» Господь наш Иисус Христос (Евp. 12:2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? — Тот, Кто сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (ИH. 15:5).
Блаженный Августин, епископ Иппонийский