18 сентября, в день памяти святого пророка Захария и святой праведной Елисаветы (родителей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), во имя которых был освящен один из приделов Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, протоиерей Михаил Погиблов совершил праздничную Божественную литургию в Введенской часовне Военно-медицинского музея. Накануне, 17 сентября, был еще один престольный праздник — день памяти святителя Иоасафа Белгородского.
Вместе с отцом Михаилом молились сотрудники Военно-медицинского музея и община прихода Введенского собора, все вместе пропели тропари святым Захарии и Елисаветы и святителю Иоасафу. По окончании Божественной литургии батюшка обратился ко всем присутствующим с проповедью: «Необходимо следовать за Господом не просто словами, но и чтобы это было подтверждено нашей жизнью. А жизнь — это подвиг — подвиг, прежде всего, любви!». Также отец Михаил отметил, что необходимо стараться отвергаться себя в деле своего служения, и, может быть, Господь нам сподобит стать причастниками радости не только Вечной, но и временной, которая будет сопряжена с воссозданием Введенского собора.
Первоначально Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка имел помимо главного алтаря ещё два придела: южный — во имя благоверного князя Александра Невского и северный — во имя святых пророка Захарии и святой праведной Елисаветы. В 1906 году во время реконструкции здания в подвальном этаже был сооружён придел святого апостола Иакова, брата Господня, где были захоронены герои Отечественной войны 1812 года (князь Пётр Михайлович Волконский, командиры полка граф Владимир Петрович Клейнмихель и Георгий Александрович Мин) и герои Первой мировой войны. А 18 ноября 1912 года на хорах церкви был освящён придел во имя святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины.
Слово протоиерея Михаила Погиблова в день памяти святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы
Святитель Иоасаф Белгородский (1705–1754)
Дни памяти: 17 сентября, 23 декабря
Святителя Иоасафа, Белгородского епископа, знала в лицо вся его паства. Отличавшийся строго-подвижнической жизнью, ночное время он посвящал молитве, а день проводил в общении с людьми. Его можно было встретить в самых бедных крестьянских хижинах, где архиерей оставался на ночлег во время поездок по епархии, и в самых отдаленных, стоящих на отшибе, церквушках. Он готов был вникать в нужды каждого человека, для каждого у него было слово поддержки и реальная действенная помощь.
Особое внимание святитель уделял благоговейному отношению к церковной службе и святыням. Однажды он созвал к себе священников всех окрестных церквей, среди которых был один 130-летний старец. Епископ обратил на него внимание и вскоре выяснил, что тот еще в молодости, испугавшись гнева помещика, допустил серьезное нарушение богослужебного устава. Грех этот не отпускал старого священника, обрекая его на мучительное уже долголетие. Святитель призвал его исповедаться, помог примириться с Богом и собственной совестью, и тот, раскаявшись, прямо возле алтаря отошел, наконец, в мир иной.
В другой раз в притворе сельской церкви владыка Иоасаф заметил стоявшую в углу икону Богоматери, возле которой были ссыпаны уголь и мусор. Он пал на колени, молился и просил прощения у Пречистой за небрежность служителей, а затем указал в храме место для этой иконы, через которую Богородица являет свое заступничество. Так началось прославление иконы, именуемой «Песчанская», явившей позднее немало чудес.
Святитель Иоасаф был епископом на Белгородчине всего лишь шесть с половиной лет, но за эти годы паства полюбила его и, зная его праведную жизнь, вскоре после смерти стала почитать за святого. В течение полутора столетий истории об исцелениях, произошедших у гроба архипастыря, расходились по России. Сам император Николай II приезжал молиться к гробнице святого. В начале двадцатого века, во время русско-японской войны, солдаты в минуты опасности обращались к нему с молитвой и были избавлены от гибели.
В сентябре 1911 года состоялось официальное прославление святого. Сотни и тысячи богомольцев ежедневно приходили поклониться его мощам и становились свидетелями чудесных исцелений. Так, молодая паломница из Курской губернии была скорчена и не могла ходить без посторонней помощи. Когда больную поднесли к мощам святителя, она почувствовала, что может разогнуться. К удивлению присутствовавших девушка распрямила спину и пошла на своих ногах без всякой помощи. Свидетельства, подобные этому, есть и сегодня. Святитель Иоасаф готов принять и пожалеть каждого, он являет чудеса тем, кто приходит к нему с глубокой верой в Бога и искренней молитвой.
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета
День памяти 18 сентября
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета — одни из самых почитаемых угодников Божиих рубежа ветхозаветной и новозаветной эпох. Праведные родители величайшего из пророков — Крестителя Господня Иоанна. Праведный Захария был из рода ветхозаветных священников и служил в Иерусалимском храме, а его жена, праведная Елисавета, приходилась родной сестрой матери Пресвятой Богородицы – святой Анне.
Несмотря на то, что благочестивые супруги Захария и Елисавета, согласно Священному Писанию, жили во всём «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», не имели детей, что в те времена считалось суровым наказанием от Бога. Но однажды, во время совершения богослужения Захария получил от Архангела Гавриила весть, что Елисавета, которая уже была в преклонных годах, родит сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лk.1:17). Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до исполнения слов Архангела.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев. Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захария, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елисавету. Услышав это приветствие, Елисавета исполнилась Святого Духа и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?». Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елисаветы прославила Бога словами: «Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его». Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елисаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.
Настало время, и святая Елисавета родила сына. Все родственники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» — и тотчас немота его разрешилась, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа.
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.