Душа человека всегда стремится к Богу, скучает и жаждет общения с Ним, хотя сам человек может и не давать себе в этом отчета. И вот, на своем жизненном пути человек по воле Божией попадает в монастырь, — и душа его оживает! Оказывается, она обрела то, что давно искала – благодать Божию.
На пути паломнических странствий есть особое место, где это неожиданно обретенное чувство благодати оживает с особой силой, – это место явления Святой Троицы, единственное во всей новозаветной истории. В глухих северных лесах полвека назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, – и до сих пор мы можем ощутить на месте этого явления особую или, как говорили в прежние времена, «сугубую благодать».
По благословению Святой Троицы преподобный Александр Свирский основывает Свято-Троицкий монастырь. В этом кроется особый смысл призвания России. По своему духовному идеалу Русь Святая должна стать большим храмом Божиим и монастырем, хранительницей чистоты Православия, послушницей Святой Троицы.
«Обещайся ты ехать в мой монастырь… есть на пути монастырь же моих родителей, ты и туда заезжай!» (из жития преп. Александра Свирского)
В субботу 26 октября 2019 года состоялась паломническая поездка общины прихода воссоздаваемого Введенского собора во главе с настоятелем протоиереем Михаилом Погибловым в Александро-Свирский и Введено-Оятский монастыри при финансовой поддержке благотворительного фонда «Воссоздание Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка».
Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь находится в 260-ти километрах от Санкт-Петербурга в деревне Старой Слободе между озерами Рощинским и Святым почти на границе Ленинградской области и Карелии. Дорога в монастырь не близкая, поэтому рано утром перед отъездом в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала отец Михаил совершил молебен перед иконой святителя и чудотворца Николая, покровителя всех путешествующих. Батюшка и присутствующие члены общины просили Божьего благословения на благополучное и безопасное путешествие к святым местам.
После молебна на большом комфортабельном автобусе наша паломническая группа, состоящая из 43-х человек в сопровождении экскурсовода высшей категории, историка Лебединской Ирины Васильевны, отправилась в путь на север в монастырь, который был воздвигнут по воле Господа Валаамским монахом Александром (Свирским) в 1506 году.
В дороге, проезжая мимо часовен, церквей, храмов города и области, Ирина Васильевна рассказывала нам, по какому случаю или с какими историческими событиями было связано их строительство, во имя кого они были воздвигнуты, а также про святыни и чудотворные образы, находящиеся в них. А узнав от отца Михаила, что по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) мы занимаемся воссозданием полностью разрушенного в 1933 году Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, Ирина Васильевна поведала нам удивительный малоизвестный исторический факт о том, как Ф. М. Достоевский 22 декабря 1849 года перед своей казнью на Семеновском плацу, глядя на купола Введенской церкви, взывал ко Господу о помощи. Господь услышал его молитву – в самый последний момент Федор Михайлович получил помилование от императора Николая I. О своих мыслях и чувствах, которые испытывал Достоевский, находясь под дулами расстрельной команды, писатель подробно рассказал в своем романе «Идиот» через 18 лет:
«Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от неё сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи — его новая природа, что он через три минуты как-нибудь сольётся с ними… Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но ничего не было для него в это время тяжелее, как беспрерывная мысль: «Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!».
Эта несостоявшаяся, по милости Божией, казнь оказалась поворотным событием в судьбе Ф. М. Достоевского, он стал глубоко верующим человеком, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос!
Находясь под большим впечатлением от рассказа нашего экскурсовода, мы уже подъезжали к деревне Дусьево, что на 84-ом километре Мурманского шоссе. Ирина Васильевна тем временем начала нам рассказывать о памятнике «Неизвестному шоферу Дороги жизни», установленному в этой деревне в память о всех водителях, которые ценою своей жизни доставляли продовольствие в осажденный фашистами Ленинград, а из блокадного города на своих «полуторках» вывозили изможденных людей по Дороге жизни, проходившей через деревню Дусьево. И вот уже за окнами нашего автобуса мы увидели этот памятник — застывшую на постаменте «легендарную полуторку». В этот момент наш водитель подал три коротких звуковых сигнала, отдавая дань памяти всем погибшим во время Великой Отечественной войны шоферам, которые свято выполняли свой долг перед Родиной.
Затем Ирина Васильевна подробно рассказала нам удивительное житие преподобного Александра Свирского. Святой родился в деревне Мандера на берегу реки Оять, напротив Островского Введенского монастыря (XIV-XV вв.), в семье благочестивых крестьян Стефана и Вассы в 1448 году и при рождении был назван в честь пророка Амоса. Достигнув 19 лет, юный Амос, зная то, что родители хотели женить его, тайно отправился из родительского дома на Валаам. Переправившись через реку Свирь, юноша прошагал еще верст шесть и оказался в дикой местности, густо заросшей лесом. Когда стало темнеть, и нужно было подумать о ночлеге, Амос огляделся и увидел между деревьями зеркальную гладь водоема, в котором отражался луч заходящего солнца. Он стал молиться и вдруг услышал голос: «Иди с миром, как ты того желаешь, на Валаам, в обитель Всемилостивого Спаса. Потрудишься там для Господа немалое время и вернешься сюда. Здесь ты создашь обитель, и множество душ через тебя получат спасение». Согласно преданию, Господь послал ему ангела в образе путника, который довел его до монастырских ворот.
В возрасте двадцати шести лет преподобный принял постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. На Святом острове сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где паломникам показывают сырую пещеру, в которой с трудом может поместиться только один человек, и вырытую руками святого собственную могилу. Однажды во время ночной молитвы преподобный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое указано было прежде. Открыв оконце, увидел Александр великий свет, изливающийся с юго-востока у берега реки Свирь. Узнав о видении, игумен монастыря благословил его в путь.
Около 1485-1486 годов, оставив Валаам, преподобный Александр ушел на берега реки Свирь, в леса близ озера Рощинского, где несколько лет прожил в полном уединении, питаясь не хлебом, а «зелием зде растущим». Здесь его обнаружил во время охоты боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». Святой поведал боярину, что живет в уединении здесь уже 7 лет. С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину.
Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, и со временем к святому стали подтягиваться иноки, искавшие безмолвия, но главное – спасения души. Постепенно людей становилось все больше. Братия вместе трудилась, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда.
Преподобного Александра Свирского почитают как «новозаветного Авраама», ибо в 1508 году он удостоился явления Святой Троицы в виде трех Ангелов в белоснежных одеждах. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.
В этом же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте воздвигнута уже каменная. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, спал на голом полу, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден!», – сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя кельи и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию.
В конце своей жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком мужском монастыре. И вот однажды во время его ночных молитв над фундаментом храма явилась Сама Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках в окружении сонма ангелов. Преподобный упал, не стерпев великого света. «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима.
Сколь же велика была сила молитвы и любовь ко Господу, если преподобный удостоился такой великой благодати!
Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа (12 сентября) 1533 года отошел ко Господу и уже в 1547 году был причислен к лику святых. А в 1641 году, 17 (30) апреля, при перестройке церкви Преображения были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского, сохранившиеся до наших дней. Мощи имеют температуру 36,6 градусов и источают благоуханное миро.
Также экскурсовод рассказала нам о том, что с начала своего основания монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских кельях – Троицкий комплекс, у монастырского кладбища – Преображенский комплекс. И уже в XVI веке Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь стал богатейшим монастырем Олонецкого края: 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, книгохранилище с древними рукописями и свитками. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.
За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападению и разграблению иноземными врагами. Но каждый раз он возрождался.
В советский период монастырь был полностью разграблен, монахи расстреляны, мощи преподобного вывезены в неизвестном направлении, а в обители были устроены трудовой исправительный лагерь, психиатрическая больница, общежитие и кинотеатр. На долгие годы духовная жизнь в Александро-Свирском монастыре прекратилась. Только в 1997 году его вернули Русской Православной Церкви, а в 1998 году произошло второе удивительное обретение мощей преподобного Александра Свирского. С этого времени монастырь стал быстро возрождаться – помогали молитвы преподобного, усердие монахов, послушников, а также посильная помощь прихожан, паломников и благотворителей.
Сейчас на территории монастыря действуют пять храмов XVI-XVIII веков, звонница, трапезная, колокольня, монашеские кельи. В Преображенском соборе в приделе Александра Свирского в серебряной раке хранится главная святыня монастыря — нетленные мощи преподобного. В примыкающей к Преображенскому собору церкви во имя святого пророка Захарии и праведной Елисаветы — копия Туринской плащаницы, которую доставили в монастырь в 2006 году, когда праздновали 500-летие со дня основания обители. На тот момент это была шестая копия плащаницы в мире. Ее освятил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Спустя некоторое время она обильно замироточила. Фрески Троицкого собора, которым более 300 лет, сами собой стали обновляться. Вновь Александро-Свирская обитель — это большой монастырский комплекс, который дарит необыкновенное чувство уединенности и покоя, где прибывает благодать Божия!
Радость от предстоящей встречи со святынями, к которым мы были все ближе и ближе, переполняла нас всех. Отец Михаил, взяв в свои руки микрофон, призвал всех к молитве, которая соединяет нас с Богом, выражает благодарность и покаянное чувство, дает нам возможность испросить у Господа все благое и спасительное, полагает начало каждому делу и освящает его. Мы прочитали акафист и молитвы преподобному Александру Свирскому, все вместе пропели тропарь, кондак и величание празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чувствовалось, как в молитвенном предстоянии вся наша группа сплотилась в единое целое. И вот мы уже подъезжали к деревне Старой Слободе. Дорога до монастыря пролетела на одном дыхании. Сильный дождь, который лил с неба на протяжении всей нашей поездки, постепенно прекратился, выглянуло солнышко. Складывалось такое ощущение, что преподобный Александр Свирский давно нас ждал и радовался нашему приезду, а лучами выглянувшего солнца святой словно обнимал каждого из нас, когда мы входили на территорию обители.
Вступив на эту святую землю, на которой находится Александро-Свирский монастырь, знаменитый своей уникальной архитектурой XVI-XIX веков и расположенный в живописном месте – бескрайних русских просторах – на высоком берегу Рощинского озера, мы как будто бы переместились на сотни лет назад: вдаль от мирской суеты нашего времени, где все проблемы и трудности в мгновение растворились.
В обители наша группа узнала о том, что в связи с реставрационно-восстановительными работами в Преображенском соборе мощи преподобного и копия Туринской плащаницы временно находятся в Троицком соборе монастыря, и мы сразу поспешили туда на Божественную литургию.
Литургию совершал иеромонах Николай (Бойко). По просьбе священноначалия отец Михаил оказал помощь духовенству монастыря в проведении Таинства Исповеди, за которой принял не только паломников нашей группы, но и других прихожан Троицкого собора. Затем члены нашей общины причастились Святых Христовых Тайн. После Божественной литургии был совершен молебен с чтением акафиста, во время которого мы молились с переживанием большой духовной радости от того, что находимся рядом с мощами великого святого церкви Христовой — нашего ближайшего молитвенника и заступника перед Богом.
Вершиной духовной радости была возможность приложиться к нетленным мощам преподобного, ощущая тепло тела живого человека. В тот момент мы увидели, как весь собор наполнился необыкновенными лучами света, через которые как будто бы изливалась Божия благодать!
Затем у нас началась экскурсия по монастырю. Послушница-экскурсовод начала свой рассказ с удивительной истории Троицкого собора: он был возведен по повелению Божьему в честь Святой Троицы на месте, указанном святому Александру Свирскому Ангелом. Сначала это была деревянная церковь, построенная самим преподобным. Затем на ее месте еще при жизни Александра Свирского в 1526 году воздвигли каменную церковь, для строительства которой сам царь Иван Грозный прислал каменщиков из Москвы во главе с мастером Игнатием и внес в монастырь щедрый вклад. Иван Грозный молился Преподобному Александру Свирскому перед взятием Казани, а после победы в 1552 году царь на всю Россию объявил святого великим Чудотворцем.
К 1698 году в центре монастырского двора поднялось новое здание Троицкого собора, которое строилось как летний храм, обнесенный по периметру галереей. Его возведением занимались костромские мастера Петр Потехин и Яков Агафонов «со товарищи». Иконостас с уникальными иконами XVII века исполнила артель тихвинских и новгородских живописцев. Храмовые иконы «Святой Александр Свирский» и «Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому» писал новгородский «иконник» Родион Сергеев.
Собор был расписан новгородскими и костромскими мастерами под руководством Леонтия Маркова в 1709-1715 годах. На стенах изображены библейские сюжеты и Евангельские притчи. На восточной стороне показаны добродетели и райские кущи, а по западной стене вьется огромный змей, зияет геенна огненная. Среди грешников в аду изображены некоторые «враги православных» — конкретные исторические персоны Петровской Руси. А среди праведников изображен царь Петр I в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец. Петр I часто приезжал в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам преподобного.
Роспись собора петровских времен оставляет сильное впечатление, и, что примечательно, сегодня мы видим фрески именно в том первозданном варианте — никаким реставрациям они не подвергались. Начиная с 1998 года — времени восстановления монашеской жизни в монастыре и с возвращением мощей преподобного Александра Свирского в обитель, фрески собора нерукотворным чудесным образом стали обновляться. Особенно сильно заметно обновление синего цвета фресок. Ни один реставратор не может дать такие чудеса восстановления, какие являют сами святыни, возрождающиеся и обновляющиеся по молитвам верующих. В куполе сохранилась древняя фреска — Господь Вседержитель изображен благословляющим не открытой рукой, а сжатой десницей. Это знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.
Затем экскурсовод монастыря начала рассказ о еще одной святыне монастыря, поклониться и приложиться к которой стремятся паломники со всей России — копии Туринской плащаницы. Плащаница, которую за точность отображения на ней следов крови, истекшей из ран Спасителя, называют Пятым Евангелием, напоминает прихожанам и паломникам о Евангельских событиях Страстей Христовых и Его святого Воскресения. С замиранием сердца, выслушав этот удивительный рассказ, наша группа с благоговением и трепетом приложились к этой святыне, на которой были видны следы мироточения.
Далее мы узнали о церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной при жизни святого перед самой его кончиной в 1533 году. Строительство церкви благословила Сама Богородица, явившаяся преподобному с Младенцем Христом на руках в окружении сонма ангелов: «…вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви… Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей».
Затем наша группа с экскурсоводом направилась в Преображенскую часть монастыря, которая находится на расстоянии 200 метров от Троицкой. По пути туда отец Михаил встретил своего давнего знакомого иерея Сергия (Резниченко), который еще будучи дьяконом помогал батюшке в 2015 году совершать богослужения в Введенской часовне Военно-Медицинского музея и на месте археологических раскопок фундамента разрушенного Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка. Батюшки крепко обнялись и были очень рады встрече в этом святом месте.
Время уже было обеденное, и нас пригласили в монастырскую трапезную, находившуюся в братском корпусе Преображенской части обители. Трапезная палата представляет собой прямоугольное помещение, на восточной стене которого расположены различные образы святых, а по центру размещены две особо почитаемые иконы обители: в верхнем ярусе — икона, на которой запечатлено явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому, а в нижнем ярусе — икона, изображающая событие, когда преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Богородица с Господом младенцем на руках в сонме Ангелов. Пресвятая Богородица, разговаривая с преподобным, назвала его избранником Сына Своего и пообещала заботиться о его монастыре. Свидетелем этого события был ученик преподобного Афанасий, лежавший при этом, как мертвый. Благодать, привнесенная явлением Богородицы с Богомладенцем и сонмом ангелов, была распростерта и над юным в то время иноком Афанасием. Через несколько лет после отшествия любимого учителя Афанасий, одаренный благодатью Божией, принес ее и на Сяндемское озеро, где много потрудился в строительстве новой духовной обители, за что он и был причислен к лику святых.
Отведав вкусного борща, гречки с рыбными котлетами, пирогов с медом в монастырской трапезной, прочитав благодарственную молитву после вкушения пищи, мы продолжили нашу экскурсию по Преображенской части обители.
Самой старой постройкой этой части комплекса является Преображенский собор, при возведении которого в 1641 году были обнаружены мощи преподобного Александра Свирского. Каменному собору, построенному в 1640-1644 годах, предшествовала деревянная церковь, сгоревшая во время шведского нашествия в 1618 году. Сейчас Преображенский собор — это весьма многослойный архитектурный ансамбль: величественный белый храм с зелеными куполами, к которому в 1668 году была пристроена зимняя церковь святого пророка Захарии и праведной Елисаветы, в 1775 году — придел Александра Свирского, а в 1873-1874 годах пространство собора расширили и строения объединили в единое здание. В этом соборе в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, до 1918 года хранилась бесценная для всей России святыня – нетленные мощи преподобного Александра Свирского.
Далее наша группа направилась к особо почитаемому месту всех паломников, приезжающих в монастырь, — к часовне, воздвигнутой на месте явления Святой Троицы преподобному Александру. Сначала это была деревянная часовня. Однако верующие паломники в буквальном смысле сгрызли ее, откусывая кусочки деревянного сруба себе на память. Тогда братия отправила в Святейший синод изгрызанное бревно, чтобы получить разрешение на строительство часовни в камне. Разрешение было дано, и в середине XIX столетия была построена уже каменная часовня. А чтобы богомольцы не переломали себе зубы, их обеспечили возможностью получения реликвии другим способом: святое место Богоявления огорожено, и там насыпан чистый песок, который паломники с благоговением пересыпают в мешочки и берут с собой.
Освященное явлением Пресвятой Троицы древнее место произвело на нас глубочайшее неизгладимое впечатление: здесь уходят слова, вихрь мыслей и чувств успокаивается; здесь переживаешь всю глубину жизни, которая соприкасается с Вечностью; здесь царит проникновенная тишина, и чувствуется легкое веяние «…глас хлада тонка – и тамо Господь». Всматриваясь в икону, на которой изображено явление Святой Троицы преподобному, ощущаешь особую Божию благодать, ощущаешь, что Богу подвластно все: что Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка непременно возродится, как возродилась и эта обитель преподобного Александра-Свирского после советского лихолетья.
Далее мы направились к еще одной святыни монастыря – Надкладезной водосвятной часовне, которая была выстроена в 1790-м году на средства Екатерины II над колодцем, выкопанным самим Александром Свирским для своей братии подле отходной Преображенской пустыни. В советский период эту часовню использовали для хранения горюче-смазочных веществ, и вода в колодце теперь испорчена. Монахи прилагали многочисленные усилия по очистке колодца, но пока полностью избавиться от следов нефтепродуктов в колодце не удалось. Сейчас вода в часовню поступает по трубам из монастыря, где и освящается. Здесь устроены краны, из которых можно набрать святой воды, что мы и сделали.
Наша экскурсия по обители подходила к концу. Время, проведенное в монастыре, пролетело незаметно. Воодушевлённые встречей со святынями Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря мы держали свой путь дальше в Введено-Оятский женский монастырь, чтобы поклониться мощам родителей святого Александра – преподобным Сергию и Варваре. По пути в обитель наш экскурсовод Ирина Васильевна рассказала нам их житие и историю монастыря.
Преподобные Сергий и Варвара, в миру Стефан и Васса, жили в селе Мандера, которое располагалось на реке Оять напротив древнего Введенно-Островского монастыря. Надо полагать, что временем их рождения было начало XV века, скорее всего, не позднее 1420 года. Стефан был благочестивым и богобоязненным человеком, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.
Супружество их сразу же было благословлено чадородием, но настало время, когда Бог по смотрению Своему долго не давал им радости рождения ребенка, хотя супруги и стремились к этому всею душой. Томясь от продолжительного бесплодия, оба супруга очень печалились и скорбели. Прося Бога о даровании сына, супруги возлагали на себя многие обеты и еще более прилежали добрым делам. Как-то, встав в полночь на молитву, Васса стала с непреложной верой молить Бога о рождении сына. После этого супруги пошли в ближайшую от того места церковь в монастырь Пресвятой Богородицы честного Ее Введения и пребывали в нем долгое время, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда оба они молились, и никого вокруг не было, услышали они голос: «Радуйтесь, доброе супружество! Вот даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам своим подаст!». Заметив время видения, они возвратились в свой дом. Через некоторое время, узнав, что Васса зачала, супруги поняли, что явление было истинным. Исполнившись радости и благоговения, Стефан и Васса с тех пор решили между собой воздерживаться от супружеских отношений, что и сохраняли до конца своей жизни.
В день 15 (28) июня 1448 года, когда святая Церковь празднует память ветхозаветного пророка Амоса, имя которого значит «утешение», родился долгожданный младенец. Он был назван в честь этого святого, ибо и его рождение стало великим утешением, сперва для его родителей, а затем и для всех православных. Прошло время, и Амос пришел в возраст, когда уже было принято вступать в брак, но Амос мечтал только о монашеской жизни. И в 19 лет юноша тайно ушел на Валаам. Придя на Валаам, Амос просил принять его в братство и скоро был пострижен с именем Александр, что в переводе с греческого означает «защитник людей».
Стефан и Васса, не имея известий о сыне, были безутешны в своем горе, долго искали его и продолжали надеяться на его возвращение. И вот однажды из Карелии пришли в село Мандера некие люди с известием, что Амоса видели в обители Святого Спаса на Валааме принявшим монашеский постриг. Не имея больше сил ждать и не боясь дальности пути, престарелый Стефан отправился на Валаам искать своего сына. Придя к игумену монастыря и узнав, что сын его здесь, Стефан просил о встрече с ним. Александр опечалился и не хотел выходить, понимая, что отец будет просить его вернуться домой. Стефан же решил, что игумен прячет от него сына. Не терпя разлуки, он с гневом кричал игумену, чтобы тот показал ему сына, иначе он убьет себя прямо у ворот монастыря. Тогда Александр согласился на встречу с отцом.
Стефан, увидев сына изможденным от многого труда и воздержания, обнял его и горько плакал. Потом, немного успокоившись, стал уговаривать Александра вернуться домой. Преподобный, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, однако видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Поэтому Александр отвечал отцу: «Одно тебе хочу сказать: пойди в дом свой с миром, и, придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, истинно тебе говорю, больше лица моего не увидишь». И еще долго уговаривал Александр отца, но тот не хотел его слушать и с гневом ушел. Не могло родительское сердце от сильной любви к сыну и боли душевной принять эти слова. Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце и помог в мире принять Божественную волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся к сыну и сказал ему, что поступит по его совету. После разговора с сыном Стефан ушел в свое селение.
Вернувшись в свой дом, он не стал откладывать исполнение своего намерения, но быстро устроив все домашние дела и передав хозяйство своим детям, удалился в Введенский монастырь. Здесь он был пострижен с именем Сергий. Праведная Васса, мать преподобного Александра, привыкшая во всех добрых делах следовать своему мужу, постриглась в том же монастыре с именем Варвара. Согласно житию, время их кончины попадает на период от 1475 до 1480 годов. Земную жизнь свою преподобные иноки закончили в Введено-Островском монастыре, где и были погребены друг подле друга. До начала XVIII века гробницы преподобных находились в нижнем этаже Введенской церкви под приделом святых апостолов Петра и Павла. Лежали они под спудом, то есть, не доставаясь из-под земли. В 1721 году по указу Петра I мощи святых, сохранившиеся лишь в виде костей, были освидетельствованы архимандритом Свирского монастыря Кириллом. После этого в Преображенском приделе Богоявленской церкви для них были построены новые деревянные гробницы, куда и положили с честью мощи святых, которых именуют в старинных описях «чудотворцами». Мощи преподобных Сергия и Варвары находятся в ныне действующем Введено-Оятском монастыре.
Изначально это был Введено-Островский монастырь. Назван он был так, потому что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. А свое основное название, как правило, обители получали по освящению главного (первого) своего храма. Первый храм монастыря был освящен во имя Пресвятой Богородицы, в честь Введения Ее во храм. Монастырь расположен на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. Эта обитель считается одной из самых древних на Северо-Западе, хотя точная дата основания неизвестна, предположительно не позднее рубежа XIV-XV веков.
Известно, что до 1503 года в монастыре жили и монахи, и монахини. Позже монастырь стал только мужским. С середины XVII века до 1764 года обитель была приписной к Александро-Свирскому монастырю. До XIX века монастырь был полностью деревянным. Первое каменное здание – Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – было построено в 1817 году. В дальнейшем каменное строительство продолжалось. Среди замечательных вкладов в монастырь в XIX веке были серебряный вызолоченный напрестольный крест и большое напрестольное Евангелие середины XVIII века, украшенное сребропозлащенными накладками. Они были пожертвованы братьями новгородских адмиралтейских дел комиссаром Феоктистом Абрамовичем и капитаном лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрием Абрамовичем Вындомскими, уроженцами этих мест. Дар был принесен в монастырь «к родителям Александра чудотворца Свирского» на помин души себя и своих родителей.
К началу XX века Введено-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли. В 1910 году был построен величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Собор строился по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.
До советского времени этот монастырь никогда не закрывался. После 1918 года обитель постигла участь всех русских монастырей: захват имущества и земель, разгон монашествующих, изъятие церковных ценностей, во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления разобрали до основания. На святом месте воцарилась «мерзость запустения».
Период разорения длился до 1991 года, с этого момента начинается новая история монастыря: разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Возрождение монастыря связано с именем матушки Феклы (в миру Лидия Александровна Коняшова), в одиночку начавшей приводить обитель в порядок. Приехав сюда сажать картошку, она не смогла уехать и бросить разоренную обитель. В следующем году от правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины. Начали собираться первые сестры. 17 июня 1993 году Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Фекла. В том же году 27 декабря решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии. 25 января 1997 года монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище в ограде возрожденной ею обители.
Главными событиями в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стали канонизация в 2000 году преподобных Сергия и Варвары, родителей святого Александра Свирского, небесных заступников обители, и летом 2003 года — обретение места их погребения, над которым были устроены гробницы из карельского гранита. В 2003-2004 годах полностью отремонтирован Введенский храм, колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена полностью разрушенная ограда. В 2006 году над могилами святых Сергия и Варвары была возведена каменная часовня, а на месте разрушенного Богоявленского храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора. В ней перечислены все имена братии монастыря, обнаруженные при работе в архивах и найденные в других письменных источниках, начиная с XV века и кончая XX веком.
Введено-Оятский монастырь был известен своим целебным минеральным источником, который в советское время засыпали мусором. Легенда гласит, что источник иссяк, когда был расстрелян последний инок монастыря. В период восстановления монастыря, весной 1992 года обитель осталась без воды. Тогда насельницы стали молиться и просить Божью Матерь, чтобы Она дала им воду. И свершилось чудо: из очень большой глубины пошла вода, сначала мутная, затем прозрачная и чистая. В 2005 году над чудодейственным источником построили деревянную часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а также купальню для желающих омыться святой водой. Вода из этого источника обладает уникальными свойствами. Это редкая йодисто-радоновая минеральная вода со стабильной, вне зависимости от сезона температурой 12 градусов. В ней присутствуют почти все элементы периодической таблицы Менделеева.
Слушая удивительный рассказ нашего экскурсовода, дорога к монастырю пролетела незаметно. И вот уже за окнами нашего автобуса вдалеке мы видим очертания куполов храма монастыря.
Войдя на территорию обители, мы погрузились в атмосферу удивительной тишины, где не было абсолютно ни души, только монастырская кошка нас приветливо встречала своим мурлыканьем. Всей группой мы сразу направились в Введенский собор, главный храм монастыря, где отец Михаил совершил молебен. Для всех нас было очень важно помолиться именно в этом храме, взывая к Пресвятой Богородице о помощи в воссоздании еще одной разрушенной в советский период святыни – Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка. И, конечно же, после совершенного молебна в этом удивительном месте ни у кого не осталось и толики сомнения, что по молитвам Пресвятой Богородицы ко Господу Введенский собор в Санкт-Петербурге будет воссоздан!
В храме мы приложились к иконе с частицей мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской и к ковчегу с мощами святых: преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского, Даниила Переяславского, священномученика Макария Киевского, святителя Луки Симферопольского, праведного Ионы Одесского.
Затем мы посетили часовню преподобных Сергия и Варвары, чтобы благоговейно почтить память родителей одного из величайших русских святых – Александра Свирского. Внутри часовни, кроме образа самих преподобных Сергия и Варвары, находятся шесть клейм с фрагментами из их жития.
После посещения часовни случилась неожиданная встреча отца Михаила с его духовным чадом с Алтайского края, ныне иереем Романом Соколовым, служителем Введено-Оятского монастыря. Отец Роман рассказал всем присутствующим, что еще с детства для него батюшка Михаил был духовным примером во всем, он хотел следовать по его стопам — строить храмы. После переезда отца Михаила из Алтая в Санкт-Петербург в 2012 году отца Романа направили служить в Новоалтайск в храм Георгия Победоносца, который построил отец Михаил.
Воистину, пути Господни неисповедимы! И вот сейчас, спустя 7 лет на свирской земле произошла удивительная встреча двух родных по духу людей, которые занимаются воссозданием поруганных святынь: один — Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, а другой — Введено-Оятской обители. Эта встреча на всех нас произвела глубочайшее впечатление. Батюшки, преисполненные огромной радости от неожиданной встречи, еще долго разговаривали друг с другом. А мы тем временем направились к святому радоновому источнику, над которым воздвигнута часовня «Живоносный источник». Набрав святой воды, некоторые члены нашей общины посетили теплую зимнюю купальню, где омылись святой водой из источника.
Время в монастыре пролетело незаметно, и нам уже надо было возвращаться домой. По пути от монастыря к автобусу шел моросящий дождик, и складывалось такое ощущение, что это Сам Господь окропляет нас святой водой, благословляя в обратный путь и на подвижнические дела по воссозданию Введенского собора.
По дороге домой наши сердца переполняла огромная радость от состоявшейся поездки по святым местам, и вместе с ней чувствовалась легкая усталость. В этот момент из динамиков автобуса раздался родной, укрепляющий, подбадривающий, вселяющий в нас новые силы голос нашего дорогого батюшки, и усталость мгновенно растворилась. Вместе с отцом Михаилом мы вознесли благодарственные молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице. Затем батюшка нам объяснил духовный смысл паломничества, что христиане совершают паломнические поездки к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела. В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Отец Михаил также отметил, что путь паломника – это подвиг, это преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание и очищение своей веры. Батюшка объяснил, что подвиг паломничества особенно важен для молодежи, потому что «душа, которая ищет Бога, пытается испытывать Его, обязательно почувствует Бога, так как Бог особенно ярко и действенно откликается на этот подвиг. Бог, видя желание человека приблизиться к Нему, помогает ему, используя святыни, как проводники Своей Божественной благодати».
Внимательно слушая, что нам говорил отец Михаил, вдохновляя и укрепляя нас, мы подъезжали к храму Воскресения Христова у Варшавского вокзала – обратная дорога пролетела как один миг. Время, отведенное нам Богом для паломничества, незаметно подошло к концу. Выходя из автобуса перед храмом, мы возносили слова благодарности Богу за возможность посетить столь благословенные места.
В этой поездке каждый из нас не только духовно просветился, но и, соприкоснувшись со святынями Свирской земли, получил для себя что-то сокровенное, открыл для себя новый источник, укрепляющий в вере и дающий надежду на милость и любовь нашего Творца. А самое главное, каждый по-своему смог ощутить благодать Божию.
Слава Богу за всё!