Святой праведный Иоанн Кронштадтский
СЛОВО В ПРАЗДНИК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
«Ныне суд миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон: и когда Я вознесен буду от земли (на крест), всех привлеку к Себе» (Иoан. 12, 31-32).
Совершаем праздник Ваий или торжественный последний вход Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалим на все искупительные страдания и смерть. Вход этот совершился необычайно, в сопровождении учеников и множества народа и незлобивых детей, — не на коне, а на молодом осленке, покрытом одеждами учеников. Народ резал зеленые ветви древесные, держал их в руках и бросал под ноги Путешествовавшему и восклицал: осанна, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Лk. 19, 38).
Причиною такой восторженной встречи было воскрешение Иисусом из мертвых четверодневного мертвеца Лазаря, в доказательстве, что Он, Иисус, крестом Своим и смертию разрушит смерть и ад, и все человечество избавит от смерти вечной. Слава Тебе, Христе, грядущему на вольную страсть и смерть ради нашего спасения!
И так мы сегодня воспоминаем шествие кроткого и смиренного Давида на единоборство с духовным Голиафом — сатаною, пленившим человеческий род и побежденным от Христа. Давид победил его камнем из древесной пращи во имя Господа Бога; а ныне — сам Господь, образом Коего был тот камень, победил мысленного Голиафа — сатану древом креста Своего, страданиями и крестною смертию Своею, добровольно и искупительно за нас подъятыми.
Нельзя не заметить здесь внутренней, причинной связи между древом преслушания (в раю) и древом послушания (крестом), на Голгофе. Древо преслушания повергло человечество в тление; древо послушания, т.е. добровольные страдания и смерть Богочеловека за людей, послушных ему — привело их к нетлению и райской жизни. Ныне суд миру сему, говорил Господь народу пред страданиями Своими; ныне князь мира сего изгнан будет вон, т.е. из людей верующих и преданных Христу, и когда Я вознесен буду от земли (на крест), всех привлеку к Себе.
Какое зрелище страшное и странное! Мир прелюбодейный и грешный судит неправедно, завистливо и злостно своего Создателя и праведного Судию всего рода человеческого, а Он, Господь и Спаситель, праведный Судия, самым унижением, терпением и послушанием Своим Отцу небесному, послушанием даже до смерти, судит мир, погрязший во грехах и князя мира сего — сатану, и избавляет человечество от злодейства его, дав ему выкуп за беззаконных — неповинную душу и тело Свое — снисходит чрез смерть в ад, связывает самого сатану и всех клевретов его, разрушает крепость адову и выводит узников его из этой вечной темницы, и всех верующих на свободу царствия небесного, всем верным отверзая рай сладости.
Пламенное оружие уже не хранит врат Едемских; ибо на них нашел преславный союз древо крестное (союз неба с землею); смертное жало и адова победа сокрушены: ибо Господь предстал адовым узникам, возгласив им: войдите опять в рай (Триодь, неделя крестопокл., икос по 6 песни).
Таким образом чрез крест Христов открылся суд грешному миру. Какой суд? Все неверующие первосвященники, книжники и фарисеи, лицемеры, все тогдашние и нынешние гордецы неверующие, богатые и надменные земной мудростью, ученостью и знатностью произнесли и произносят суд сами над собой, осудив на крест или отрекаясь Праведника, Благодетеля человечества, сотворившего бесчисленные, благотворные чудеса и знамения, — и когда явится крест Его с небеси во второе Его пришествие — тогда воззрят на Того, Которого пронзили, ужаснувшись своей злобы и дерзости (Иoан. 19, 37).
Верующие и покорные Евангелию увидят для себя полное прощение грехов своих ради язв Спасовых, подобно благоразумному разбойнику, а неверующие и ожесточенные, нераскаянные — вечное себе осуждение и — страшное некое чаяние и огня ревность хотящего поглотить противников (Eвр. 10, 27). Что значат слова Спасителя, когда Я буду вознесен от земли, т.е. на крест, всех привлеку к Себе? Эти слова вполне будут ясны, когда вспомним, как привлечены были к вере во Христа непобедимою силою Распятого Савл, потом ставший Павлом апостолом, самым ревностным из всех; потом архидиакон Стефан первомученик и затем — несчетное множество последователей Иисуса Христа на востоке и западе во всех народах.
Припомните бесчисленное множество мучеников, с радостью претерпевших за веру во Христа всякие мучения и разнообразно в муках кончивших жизнь свою. Вспомните населенные подобно городам пустыни подвижников, провождавших равноангельскую жизнь в пустынях Египетских, Фиваидских, Афонских, Синайских и многих других. Какая Божественная, чудная, спасительная сила Распятого влекла к Нему все это бесчисленное множество людей, уверовавших и познавших и возлюбивших Его всем сердцем и всею душею! Вот что совершил Распятый Своими искупительными страданиями и смертью! А без креста мир погиб бы — потому что тогда не было бы этой всеискупительной и притягательной к Богу силы. Только крестом спасен и спасается мир. — А потому все неверующие и отпавшие ныне от креста и от Церкви Христовой без всякого недоумения погибнут, если не обратятся, подобно детям, в простоте веры, к Христу, как Богу Спасителю и Жизнодавцу и праведному Судии всего мира.
Доколе еще не поздно, обратитесь все неверующие к вере, к покаянию в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть завтра же последует тебе, человек, суд Творца. Аминь.
1907 г.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зaх. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для того, чтобы показать, что страдания Спасителя были вольными.