Есть в России места, которые озаряют весь мир тихим невечерним светом. Места, куда устремляются верующие души в надежде обрести мир Христов и радость о Господе. Одним из таких чудных уголков в окрестностях Петербурга является живописный поселок Вырица, который многие православные называют северным Иерусалимом.
Здесь, под Покровом Царицы Небесной, в нескольких шагах от храма в честь чудотворной иконы Ее Казанской, на маленьком церковном погосте обрел свое земное упокоение великий праведник – старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых 14 августа 2000 года.
Время служения отца Серафима Вырицкого пришлось на период открытого богоборчества, Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи. Батюшка Серафим открыто и безбоязненно исповедал перед людьми верующими, неверующими и даже перед воинствующими безбожниками Святую Веру Православную. Воистину солью земли и светом миру стал Вырицкий старец. Самой своей жизнью он свидетельствовал о Христе и внес неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа.
Очень символично, что эта наша паломническая поездка в Благословенную Вырицу состоялась в год, когда исполнилось 100 лет со дня монашеского пострига отца Серафима, 20 лет со дня прославления его в лике святых и в год, когда вся наша страна празднует 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, с первых дней начала которой прозорливый старец предсказывал безоговорочную Победу советскому народу.
Тяжелобольной 76-ти летний батюшка Серафим в тот тяжелейший период для нашей Родины принял на себя подвиг ежедневного моления на камне перед иконой Серафима Саровского о спасении России и Русской Православной Церкви. Обессиленный старец сражался с фашистскими захватчиками силой молитвы.
Завет Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» был буквально начертан на скрижалях сердца смиренного и кроткого старца. Вдохновенно, с полным самоотвержением служил людям отец Серафим — был отцом и наставником в жизни, врачующим духовные и телесные немощи, руководящим к вечному спасению.
Благочестивый православный мирянин, по послушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя», – вот основные этапы жизненного пути святого Серафима Вырицкого.
Редких подвижников наделяет Господь дарами Духа Святого еще при их земной жизни. Преподобного Серафима Вырицкого можно справедливо отнести к таким избранникам Божиим. В летописи деяний современных подвижников благочестия подвиги святого преподобного Серафима Вырицкого чудотворца занимают совершенно особое место. Жизнь новопрославленного угодника Божия – это урок для всех, кто искренне ищет спасения своей бессмертной души среди невзгод и искушений временной земной жизни.
Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел, и лучше нашей веры я не видел. Наша вера — выше всех. Это вера Православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим.
Преподобный Серафим Вырицкий
29 августа 2020 года, в день попразднства Успения Пресвятой Богородицы, в день перенесения в 944 году из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, состоялась вторая совместная паломническая поездка по святым местам общины верующих прихода воссоздаваемого Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка. На этот раз нашей дружной приходской семьей во главе с настоятелем протоиереем Михаилом Погибловым и дорогой матушкой Еленой мы отправились в Благословенную Вырицу к мощам преподобного Серафима чудотворца, старца Вырицкого. Ехали мы не только поклониться мощам святого, воздохнуть о здравии и спасении, но и попросить великого молитвенника и печальника земли Русской о помощи и ходатайстве перед Престолом Божьим в нашем деле по воссозданию взорванного в 1933 году Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка.
Поселок Вырица находится на берегу реки Оредеж в 60-ти километрах к югу от Санкт-Петербурга, и перед отправлением в путь рано утром по благочестивой традиции в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала отец Михаил совершил молебен перед иконой святителя и чудотворца Николая, покровителя всех путешествующих. Вместе с батюшкой мы просили Божьего благословения на благополучное, безопасное и душеполезное путешествие.
Выйдя из храма после молебна, у нас появилось чувство, что Господь услышал наши молитвы: ведь еще накануне вечером был сильный ливень, и даже утром местами шел дождь, а сейчас серые тучи, затянувшие все небо, постепенно начали расходиться, и проглядывало солнышко. Струившиеся с неба лучи солнца, согревающие нас своим теплом, мы расценили как Божие Благословение в дальнюю дорогу. Для многих членов нашей общины это было первое посещение Вырицы. Необыкновенная радость, волнение и трепет охватывали нас от того, что в скором времени мы сможем причаститься Святых Христовых Тайн в столь благословенном месте, а также поклониться и приложиться к святым мощам великого молитвенника земли Русской.
Когда все разместились в большом комфортабельном автобусе, мы двинулись в путь. Наш водитель свернул с Обводного канала на одну из старейших и красивейших магистралей северной столицы – Московский проспект, по которому мы ехали в сторону Пулковского шоссе. За окнами автобуса показался Воскресенский Новодевичий монастырь, и сразу же нахлынули воспоминания о том, как здесь в 2018 году вместе с отцом Михаилом мы молились о воссоздании поруганной святыни – Введенского собора – перед ковчегом, доставленным из Греции, с десницей святителя Спиридона Тримифунтского.
Проезжая мимо Московских Триумфальных Ворот, воздвигнутых в память о сокрушительных победах русских войск над турками (1828-1829) и персами (1826-1828), мы представляли, как тут в XIX веке торжественно прошли гвардейские полки, среди которых был и Семеновский полк, участвовавший в освобождении от турок захваченных территорий Болгарии, Сербии, Армении и других.
Субботний летний день, пробок на дороге совсем нет, и вот мы уже проехали мимо Московского Парка Победы, который был заложен 7 октября 1945 году в ознаменование победы над гитлеровской Германией. «Пусть каждый ленинградец своими руками посадит дерево Победы! Пусть будет пышнее и ярче зеленый наряд нашего города! Пусть парки Победы, созданные руками ленинградцев, будут говорить нашим детям и внукам, многим грядущим поколениям о нашей Великой Победе над врагами Родины!» – такие слова были в воззвании к населению города. В день закладки пришло около 100 тысяч ленинградцев, чтобы посадить деревья в память о Победе над фашистами.
До Великой Отечественной войны это место называлось Сызранским полем, и тут располагался кирпичный завод с глиняными карьерами. Во время блокады завод переоборудовали в крематорий, в печах которого было сожжено более 110 тысяч ленинградцев (по некоторым данным до 580 тысяч), прах которых на вагонетках вывозился в ближайший карьер завода – ныне Адмиралтейский пруд парка. Когда крематорий не справлялся с огромным количеством погибших, многих хоронили прямо здесь, на территории завода. Парк Победы является своеобразной братской могилой, и его называют «второй Пискаревкой». В 2001 году в парке на постаменте была установлена вагонетка, поднятая со дна Адмиралтейского пруда, в память о тех страшных событиях. В 2010 году на территории парка воздвигнут храм, освященный в честь всех святых в земле Российской просиявших.
За осажденный Ленинград молилось множество святых людей, живущих на земле и уже пребывающих в вечности. Это святой апостол Петр, чье имя носил город со времени основания. Это святитель Феодосий Черниговский, мощи которого были переданы Церкви во время блокады. Это, безусловно, святой праведный Иоанн Кронштадтский (Кронштадт также не был взят и стал для врагов камнем преткновения). Это и святой Александр Невский, и блаженная Ксения Петербургская, и святая преподобномученица Мария Гатчинская, и блаженная Матрона Босоножка, и святая равноапостольная Нина, в день памяти которой была снята блокада. И конечно же старец Серафим (Муравьев), молившийся в Вырице на камне по примеру своего небесного покровителя Серафима Саровского.
Есть замечательное свидетельство того, что предстательство отца Серафима было воистину действенно. Зимой 1942 года монахине Серафиме приснился удивительный сон: старец в валенках и в белом халате гонит по заснеженному полю множество вооруженных немецких солдат, которые в ужасе бегут от него. Утром, когда мать Серафима подошла под благословение, отец Серафим спросил: «Видела? Пойди, посуши валенки и халат». Действительно, ночью он ходил в зимний сад и молился на камне в валенках, набросив на себя белый халат, чтобы соседи не увидели его ночью на снегу.
В город на Неве враг не вошел, хотя был совсем близко. Прозорливый старец говорил, что война кончится победой русского оружия, и вскоре воспрянет вера народа, откроются храмы. Имя преподобного Серафима Вырицкого было внесено в Летопись Славы Великого города – Золотую Книгу Санкт-Петербурга – «за молитвенный подвиг о сохранении града Петрова и Отчизны от вражеского нашествия».
Тем временем наш автобус двигался по площади Победы вокруг монумента Героическим Защитникам Ленинграда. Здесь, на южной окраине Ленинграда, менее чем в восьми километрах от переднего края фронта, в 1941 году была создана мощная линия обороны Невской твердыни – с долговременными огневыми точками, противотанковыми насыпями, рвами, стальными «ежами» и бетонными надолбами.
Глядя на монумент, мы сразу обращаем внимание на надпись золотыми буквами «ПОДВИГУ ТВОЕМУ ЛЕНИНГРАД» и бетонное «кольцо блокады» диаметром 40 метров, разорванное со стороны Пулковского шоссе и символизирующее прорыв той страшной блокады. Из разрыва устремляется вверх 48-метровый гранитный обелиск с датами «1941-1945», который является символом торжества Победы советского народа в одной из самых кровопролитных войн за всю историю человечества.
Внутри бетонного кольца, то есть внутри осажденного города мы видим скульптурную группу «Жертвы блокады»: мать держит на руках убитого во время бомбардировки ребенка, девушка пытается приподнять раненую подругу, солдат поддерживает истощенную голодом женщину, уронившую ведро с водой. Создавший эту композицию скульптор М.К. Аникушин охарактеризовал ее так: «Здесь все: и бомбежки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг».
Перед обелиском стоят восьмиметровые бронзовые «Победители» – фигуры солдата и рабочего, свидетельствующие о единстве города и фронта. По обеим сторонам от обелиска расположены две многофигурные скульптурные группы, олицетворяющие оборонявшихся ленинградцев. С одной стороны: летчик, балтийские матросы, снайпера в маскировочных халатах, строители легендарного «Лужского Рубежа» и укреплений на ближних подступах к городу – женщины с лопатами и мужчины с рельсом. С другой стороны: солдаты, идущие в атаку, работницы Трудового фронта, мать, провожающая на войну сына и ленинградские ополченцы.
Монумент героическим защитникам Ленинграда – это целый мемориальный комплекс, который состоит из двух частей: наземной и подземной.
В подземном зале-музее находится бронзовый календарь – «Летопись героических дней блокады Ленинграда», карта битвы за город. Ежедневно здесь демонстрируется 10-минутный документальный фильм «Блокада Ленинграда». Зал освещен 900 светильниками, сделанными из 76-ти миллиметровых гильз – по числу блокадных дней. В зале слышен сухой звук метронома, который является одним из символов сопротивления изможденных жителей. Звук метронома во время блокады называли живым биением сердца Ленинграда. Пока звучал метроном, люди знали, что город жив и сопротивляется.
Монумент Героическим Защитникам Ленинграда хранит воспоминания о трагических днях блокады и о великом подвиге защитников города, не сломленных и не сдавших его врагу. Здесь ощущаются горечь потерь, глубокая печаль и одновременно огромная радость Великой Победы.
Наш автобус двигался в сторону Пулковских высот, расположенных в 7,5 километрах от города. В январе 1944 года войсками Ленинградского фронта отсюда был нанесен главный удар по немецким оккупантам. Дальше Пулковских высот враг не прошел. Это наступление наших солдат завершилось разгромом фашистов под Ленинградом. В память об этих событиях на выезде из города сооружен мемориальный комплекс «Пулковский рубеж», входящий в Зеленый пояс воинской Славы.
Комплекс «Пулковский рубеж» размещен на череде холмов, по названию которых был назван этот памятник. Холмы достигают 76 метров в высоту, что позволило использовать эту местность как пост наблюдения во время Великой Отечественной войны. 13 сентября 1941 года вражеские войска подошли вплотную к Пулковским высотам, но им так и не удалось пройти сквозь оборонительную линию, выставленную на подступах к Ленинграду.
И вот наш автобус поднимался вверх на холм — мы приближались к монументу «Пулковский рубеж». За окном показалась горизонтальная бетонная стела, длина которой 34 метра. На ней на мозаичном панно изображены сцены из фронтовой жизни, а также тяготы и трудности работы в тылу. Здесь же экспонатами выступают два танка модели Т-34.
Трогательный мемориал дает представление, насколько велика была угроза, нависшая над Ленинградом во время Великой Отечественной войны: ведь город действительно находится в двух шагах от смерти, и только милостью Господа и невероятным самоотверженным подвигом людей, защищавших наш город, фашисты не смогли захватить его.
Ленинград, переживший столько страшных дней, — поистине Город-Герой, не покорившийся врагу. Все эти памятники установлены не только в благодарность героическим защитникам, но и чтобы наши потомки помнили, какой ценой завоевано мирное небо над головой, чтобы история великой страны с ее победами передавалась из поколения в поколение, а также, чтобы наши дети были достойными приемниками своих предков.
Молитвенно почтив память наших доблестных защитников, отец Михаил передал микрофон одной из наших прихожанок, досточтимой Нине Борисовне, которая поведала нам удивительное житие преподобного Серафима, чудотворца Вырицкого.
Дивен Бог во святых Своих! Многие исследователи истории Церкви ХХ века отмечают, что начался этот век прославлением преподобного Серафима Саровского, а закончился прославлением преподобного Серафима Вырицкого, столь же пламенного молитвенника за родное Отечество. В истории Церкви не раз случалось, когда во времена самых жестоких гонений Господь воздвигал в помощь людям Своих особых избранников – хранителей чистоты веры и благочестия. Таким избранником в России в первой половине ХХ века стал вырицкий старец иеросхимонах Серафим (Муравьев), жизненный путь которого, даже домонашеский, насквозь пронизан умением смиряться и покорять собственные амбиции воле Божией.
Выслушав рассказ об удивительной жизни преподобного Серафима Вырицого, мы все вместе прочитали ему акафист и помолились святому, а также пропели тропарь, кондак и величание празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. Всех нас, собравшихся в этом автобусе, объединяла одна большая цель – воссоздание Введенского собора, взорванного большевиками в 1933 году, и ехали мы к Вырицкому святому поклониться его честным мощам, а также попросить помощи в деле по воссозданию поруганной святыни. Батюшка Серафим еще при жизни говорил: «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам!»
И вот за окнами нашего автобуса мы видим созданные Господом несравненные живописные красоты природы поселка Вырицы: реликтовые ели и сосны, песчаные почвы, здесь даже дневной свет струится с неба какими-то особенно теплыми, благодатными лучами.
Отец Михаил, понимая, что мы уже подъезжаем к Казанскому храму, обратился ко всем нам:
«Паломничество – это не только духовная радость, но еще и большой труд. Порой, отправляясь в паломническую поездку, необходимо совершить над собой усилие, преодолеть какие-то свои немощи для того, чтобы ощутить духовную радость и благодать Божию. Паломничество совершается для того, чтобы у человека умирилась душа, чтобы крест, который он несет – он нес со смирением.
Успехи на жизненном пути – это благословение Божие. Скорби – это тоже благословение Божие. Господь попускает нам то успехи, то скорби для того, чтобы крест наш был спасительным.
Мы испытываем радость, когда у нас на сердце спокойно. А чтобы на сердце было спокойно, необходимо благодатное присутствие Бога, а оно бывает от сосредоточенности на духовном деле, созидании вечной радости и, конечно же, на конкретных шагах, которые мы сейчас предпринимаем в виде паломничества.
Да поможет нам Господь соединиться в молитве за Божественной литургией с глубоким сожалением о своих грехах и с сокрушенным сердцем причаститься Святых Христовых Тайн в столь Благословенном месте!
ДОБРОГО ДУХОВНОГО ДЕЛАНИЯ ВСЕМ ВАМ!»
Воодушевленные словами нашего дорогого батюшки, мы выходили из автобуса, который остановился недалеко от входа на территорию Казанского храма. После суеты большого города мы оказались в поистине благодатном месте, почувствовав это мгновенно с первым же вздохом: невероятно чистый мягкий аромат соснового леса, как церковный ладан, умиротворяя, лечил наши души. А окружающая нас природная красота, которую невозможно описать словами, свидетельствовала о величии и любви к нам нашего Творца.
С замиранием сердца мы смотрели на возвышающийся в соснах величественный деревянный храм. Многолетние сосны, которые растут вокруг него, как руками, обнимали его своей кроной, тем самым бережно храня Дом Божий от всяких невзгод на протяжении его столетней истории.
У нас было такое ощущение, что мы по воле Создателя вдруг очутились в доброй детской сказке, и что непременно сбудется все то душеполезное для нас, о чем мы попросим Господа в этом Благословенном месте. И ведь сказочные чудеса не заставили нас долго ждать: батюшка сообщил нам, что с благословения настоятеля Казанского храма, протоиерея Григория Николаевича Преображенского Божественную литургию в этом храме будет совершать он, наш дорогой отец Михаил, в сослужении братьев-близнецов иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских). Нашей радости просто не было предела.
Войдя в храм, мы были поражены его необыкновенным убранством: на бревенчатых стенах размещены старинные иконы, почти нигде не было позолоты, столь присущей православным храмам, а от дубового иконостаса невозможно было отвести глаз, хотелось вглядываться в него, рассматривая миллиметр за миллиметром. Здесь царила особая атмосфера, располагающая к умиленной молитве, а мягкий полумрак погружал в блаженную тишину, где время будто бы и не существовало вовсе. И только твердый возглас отца Михаила: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» – помог прийти в себя и понять, что необходимо сосредоточиться на молитве.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что, когда начинается Божественная литургия, храм становится Небом. И, действительно, чудесное литургическое пение хора, возносившееся под купол храма – это словно ангелы помогали отцу Михаилу совершать службу. А лики святых угодников Божьих, изображенные на старинных иконах, будто ожили и молились вместе с нами, славословя и благодаря нашего Создателя за то, что мы встретились здесь, на литургии, во время которой через маленькие оконца храма на всех присутствующих изливалась Божья Благодать золотистыми лучами солнца.
Соединенные незримой ниточкой в усердном молении со своим духовным отцом за Божественной литургией, каждый из нас, конечно же по-своему, смог ощутить Благодать Божью, снисходившую на нас во время службы. Причастившись Святых Христовых Тайн, выйдя из храма, на сердце у нас была твердая вера в то, что Господь нас никогда не оставит и, конечно же, исполнит все то душеполезное для нас, о чем мы просили Его.
После Божественной литургии наша группа отправилась в часовню, расположенную рядом с Казанским храмом. В этой часовне, где под спудом покоятся честные мощи преподобного Серафима и схимонахини Серафимы (до пострига это была благочестивая супружеская пара Василия и Ольги Муравьевых), отец Михаил совершил молебен. Для нас было особенно важно помолиться в этом святом месте и испросить помощи у чудотворца Вырицкого в нашем деле по воссозданию Введенского собора, ведь батюшка Серафим сам был свидетелем того страшного богоборческого режима 20-30-х годов XX века, когда священников расстреливали, а Православные храмы взрывали по всей стране.
После молебна мы все по очереди смогли приложиться к мощам преподобного Серафима и схимонахини Серафимы, испрашивая помощи святого в разрешении своих трудностей. Затем отец Михаил всех помазал во исцеление души и тела елеем, освященным на мощах преподобного.
Поистине верны слова Вырицкого старца-утешителя: «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу». Выйдя после молебна из часовни, где покоятся мощи святого праведника, возникло чувство полного спокойствия, все волнения и тревоги ушли, а на душе было такое ощущение, что мы только что разговаривали с живым Серафимом, Вырицким старцем, которому, поведав все наши переживания, обрели желаемое утешение.
Как бы в подтверждение того, что мы только что разговаривали с живым Серафимом Вырицким, случилось чудо! Отец Михаил сообщил нам, что нас приглашают снова в храм, и что с благословения настоятеля храма нам вынесут епитрахиль преподобного, в которой он служил в 20-е годы XX века в Александро-Невской лавре. Дивны дела Твои, Господи! С переживанием глубокой радости мы отправились в храм, чтобы поклониться святыне.
Сподобляет же Господь побывать в таких местах, где не просто ощущаешь, а видишь этот великий Божий Дух, эту Благодать, ниспосылаемую в помощь всем людям, жаждущим ее! С благоговением и трепетом вся наша группа и другие паломники приложились к святыне.
С чувством глубокого умиротворения, выйдя из храма, мы ощутили, будто бы только что сам святой Серафим благословил нас на наши дальнейшие труды во Славу Божию!
Преподобне отче наш Серафиме, Вырицкий чудотворче, моли Бога о нас!
Затем чтец Казанского храма Виктор Семенов, радушно встретивший нас у часовни святого старца, провел познавательную и интересную экскурсию, начав с истории храма.
В 1910 году в районе железнодорожной станции Вырица начал создаваться дачный поселок, получивший название «Княжеская долина». Владельцем его являлся князь Г.Ф. Витгенштейн. Дачное место стало быстро застраиваться и заселяться. Поселку нужен был храм Божий. В 1912 году на общем собрании жителей «Княжеской долины» было принято решение строить церковь в память 300-летия царствования дома Романовых.
Позже последовало распоряжение столичного градоначальника, что постройка, возводимая в память юбилея Дома Романовых, обязательно должна иметь своим покровителем особу Царствующего Дома. В 1913 году жители обратились к Его Высочеству князю Иоанну Константиновичу с просьбой быть почетным покровителем, на что было получено согласие князя (Иоанн Константинович был старшим сыном внука Императора Николая I – Великого князя Константина Константиновича).
В ночь на 18 июля 1918 года были зверски убиты члены Императорской Семьи Романовых: Великий князь Сергей Михайлович, Великая княгиня Елисавета Федоровна, князья императорской крови Константин Константинович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, князь Владимир Палей, Федор Ремез (управляющий делами Великого князя) и инокиня Варвара (Яковлева), келейница Елисаветы Федоровны.
Брошенный живым в шахту, князь Иоанн Константинович упал рядом с Великой княгиней Елисаветой Федоровной, при жизни земной с которой был в близком духовном родстве. В темной сырой шахте Святая Елисавета перевязывала израненную голову князя Иоанна тканью апостольника.
Накануне всероссийского имперского торжества строилось много храмов. В Петербурге это: храм в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице, храм Воскресения Христова близ Варшавского вокзала на Обводном канале, Феодоровский храм в Феодоровском городке в Царском Селе. Вырицкий храм, в отличие от многих возводившихся в это время по типовым проектам церквей, решено было выстроить по проекту архитекторов В.Р. Опышкова и М.В. Красовского в стиле древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII веков, обращенного к идеалам Святой Руси.
Торжественная закладка церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Вырице произошла 14 июля 1913 года (по ст. стилю). А 26 июля 1914 года уже состоялось освящение храма, чему накануне предшествовало всенощное богослужение, совершенное ныне прославленным в чине новомучеников протоиереем Философом Орнатским с сонмом духовенства при пении хора лейб-гвардии Семеновского полка. Чин освящения храма совершил епископ Гдовский Вениамин, впоследствии новомученик. В храме было освящено несколько приделов: верхний центральный придел в честь Казанской иконы Божией Матери, боковой – в честь святителя Николая Чудотворца, нижний – в честь преподобного Алексия, человека Божия, и преподобного Серафима Саровского. Надо отметить, что большинство икон, церковная утварь, облачения в храм были пожертвованы, что говорит об особой народной любви к новой церкви. Храм Казанской иконы Божией Матери стал архитектурной и смысловой доминантой «Княжеской долины».
Тонкой резьбы дубовый иконостас с изысканной живописью строгановского письма был выполнен фирмой «Сыновья П.И. Оловянникова» по рисункам М.В. Красовского. По замыслу зодчего иконостас предполагался низким, в два яруса, позволяющим световому потоку из трех очень больших алтарных окон переливаться поверх преграды в церковь к молящемуся народу.
Однако главный иконостас Казанской церкви в 1921 году был заменен иконостасом из Никольской церкви приюта братьев Брусницыных (Санкт-Петербург, Косая линия В.О., 15). Созданный в 1897–1898 годах на фабрике братьев Брусницыных, он был украшен работами профессора исторической живописи Н.А. Кошелева (1840–1918), одного из авторов главных росписей храма Христа Спасителя в Москве. Первый же иконостас был перенесен в придел святителя Николая.
Выслушав рассказ об истории храма, мы также узнали, что рядом с часовней, где покоятся мощи преподобного Серафима, устроено маленькое церковное кладбище, на котором захоронены почившие настоятели сего храма, внучка святого старца Маргарита и вырицкие подвижники, среди которых монахиня Варвара и блаженная Наталия. Вместе с нашим экскурсоводом Виктором мы направились туда, чтобы поклониться усопшим.
Затем, к нашему огромному удивлению, Виктор предложил нам сходить к дому, в котором проживал с 1945 года до своей блаженной кончины в 1949 году Вырицкий старец-утешитель. Наша группа с большой радостью согласилась, и мы все вместе направилась туда, на Майский проспект, дом 39, любуясь живописной природой Вырицы. По дороге к последнему земному пристанищу старца мы узнали от нашего экскурсовода, что этот дом является частным и на его территорию паломников не пускают. Но нам очень хотелось хотя бы издалека посмотреть на дом, где жил преподобный Серафим, и куда съезжались тысячи людей, чтобы найти утешение и помощь. Ведь мы сейчас, приехавшие к святому со своими проблемами и переживаниями, – те же они, но только 70 лет спустя. И так же как они, мы здесь, в Благословенной Вырице, искали и нашли утешение и поддержку в гостях у духоносного старца.
Кроме того, мы узнали о том, что рядом, где жил великий молитвенник Земли русской, сейчас строится храм-музей в честь преподобного Серафима Вырицкого. Очень отрадно, что стараниями неравнодушных людей память о святом бережно сохраняется, а благодаря музею любой желающий сможет, так сказать, воочию познакомиться с житием святого Серафима.
Одухотворенные мы возвращались к нашему автобусу. По дороге отец Михаил отметил некое сходство нашего экскурсовода Виктора, чтеца из вырицкого Казанского храма, с преподобным Серафимом: какие-то общие черты лица, добрые голубые глаза и удивительная скромность. Наша экскурсия подходила к концу. От всей души поблагодарив дорогого Виктора за необыкновенно интересные рассказы и очень содержательную экскурсию, мы с ним попрощались, с надеждой вернуться сюда еще раз, если на то будет воля Божия.
А тем временем стараниями организаторов этой поездки около нашего автобуса были накрыты столы с наивкуснейшими пирожками и горячим чаем. Надо отметить, что пирожки эти выпекаются здесь, в трапезной Казанского храма, и вкуснее их просто нет!
Время пролетело незаметно, нам нужно было возвращаться домой. Набрав святой воды в источнике, который располагается недалеко от храма, и купив вырицких пирожков, наша группа поспешила в автобус. Когда мы все разместились в креслах, отец Михаил благословил водителя в обратный путь. Каждого из нас переполняла огромная радость от посещения этого святого места – лица у всех как будто светились, а неподдельную улыбку просто невозможно было скрыть, несмотря на то, что на нас нахлынула небольшая усталость. Вдруг к нашему большому удивлению, одна из наших стариц, досточтимая Дарья Михайловна, пережившая ребенком все ужасы войны, взяла в свои руки микрофон, и из динамиков нашего автобуса мы услышали ее прекрасный мелодичный, полный сил голос:
Слава Богу за все! Слава Богу за все!
Слава Богу за все! Слава Богу за скорбь и за радость!
Где-то там далеко и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он не раз говорил, непрестанно твердил:
«Слава Богу за скорбь и за радость!»
Тут мы все словно ожили, у нас открылось второе дыхание – мы начали ей подпевать:
Слава Богу за все! Слава Богу за все!
Слава Богу за все! Слава Богу за скорбь и за радость!
Затем мы прочитали акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы.
После чего батюшка, подойдя к каждому в автобусе, раздал по просфоре с вынутой частицей во время Божественной литургии, которую он совершал в вырицком Казанском храме. С огромной благодарностью и благоговением мы принимали от отца Михаила этот великий дар. Ведь когда просфора возвращается обратно с жертвенника – это означает, что Сам Господь возвратил ее вам, как акт милосердия, прощения грехов и примирения с Ним.
Конечно же, такие паломнические поездки обогащают духовно, делают добрее и отзывчивее друг к другу. Человеческие души, побывав в столь благодатных местах, не только оттаивают, но и прорастают, а потом дают духовные плоды.
Во всем есть удивительный промысел Божий, ведь у каждого из нас свой крест, свой жизненный путь, но Господь объединил нас на одной большой дороге, ведущей ко спасению, – воссоздание Введенского собора. А после состоявшейся поездки мы с еще большей силой укрепились в том, что это делание — воссоздание Введенского собора — наш долг. Долг перед Всевышним, перед памятью прошлых поколений, создавших этот Дом Божий, но самое главное – это наш долг перед будущими поколениями, которым мы должны оставить реально духовные ценности. По молитвам преподобного Серафима Вырицкого да поможет нам Господь!
Нижайше кланяемся и благодарим нашего дорогого, досточтимого отца Михаила и всех причастных к организации нашей второй совместной паломнической поездки. Молитвенно желаем всем вам
МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!