27 сентября Святая Православная Церковь совершает память величайшего события в истории человечества – обретение и воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. После распятия, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа крест, ставший орудием его казни, был утерян. В IV веке византийский император Константин, бывший ревностным христианином, решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню и отправил на поиски в Иерусалим свою мать, царицу Елену.
По преданию, после длительных расспросов и тщательных поисков Елена нашла возле Голгофы три креста, на одном из которых был распят Иисус Христос. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был воздвигнут (поднят) епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.
В память об этих событиях был установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати самых важных праздников после Светлой Пасхи и является непереходящим (его дата год от года не меняется), имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября. 27 сентября всегда постный день.
Многие праздничные службы имеют особенности, которые присущи только им и не встречаются на других. В праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на Всенощном бдении совершается чин Воздвижения. После выноса Креста духовенство совершает три земных поклона. Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом к алтарю, начиная первое воздвижение. Диакон произносит ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин Воздвижения. После каждого прошения хор поет 100 раз «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и преклоняет свою голову с Крестом, настолько низко, насколько может и медленно поднимается. Если служит архиерей, то сослужащее духовенство поливает Крест благовонной водой, подставив для слива воды лохань с цветами. Выпрямившись, предстоятель снова трижды осеняет Крестом на восток. После этого обращается с Крестом лицом на запад, и действо повторяется. Третье воздвижение совершается лицом к югу, а четвертое лицом на север, пятое – лицом на восток. После пятого воздвижения предстоятель полагает Крест на аналой, и поется с земными поклонами: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…».
Проповедь протоиерея Михаила Погиблова в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 27 сентября 2020