Александр Невский почитается Православной Церковью как благоверный, то есть сохранивший истинную веру.
Александру Невскому довелось жить в один из самых сложных исторических периодов нашей страны, когда вражьи силы пытались уничтожить Русь с двух сторон: с востока шли монголо-татарские орды, а с запада надвигались полчища крестоносцев. Кочевники грабили наши земли. Походы же рыцарей-крестоносцев на Русь в 1240-1242 годах проводились с целью подчинения Пскова и Новгорода Римской католической церкви, угрожая как политическому, так и духовному суверенитету страны. В этот грозный час промысел Божий воздвиг на спасение Руси великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской – святого князя Александра.
Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что основная опасность для своеобразия русской культуры и Православия грозит именно с Запада, а не с Востока. Спасение Православной веры было основным вектором политической системы благоверного князя. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».
Мудрый правитель и защитник Православной веры видел, что любой контакт с Западом может вылиться в принудительное католичество для русского народа. Тогда как монгольские завоеватели не только проявляли на Руси немалую веротерпимость, но и активно поддерживали Православие, освободили духовенство от уплаты дани, а хан Берке даже разрешил создать на территории Золотой Орды Православную Сарайскую епархию.
Не все русские князья обладали прозорливостью благоверного князя Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви.
Поначалу, как мы помним из истории, папа римский пытался покорить русские земли силой, чтобы мечом и копьем обратить православных христиан в католическую веру. Потому и посылал на русские земли то шведов в 1240 году, то немецких крестоносцев в 1242 году. А когда эти планы потерпели фиаско, Римская церковь решила действовать хитрее.
В 1248 году в Великий Новгород к святому благоверному князю Александру прибыла делегация из Рима с буллой папы Иннокентия IV. В своем послании к Великому князю Римский папа, ложно ссылаясь на то, что якобы отец князя незадолго до смерти принял католичество, увещал: «Посему просим твое Величество, увещеваем и прилежно убеждаем, чтобы ты признал своею матерью Римскую церковь и оказал послушание ея первосвященнику. Постарайся также действительно привлечь к повиновению апостольскому престолу и твоих подданных, чтобы в вечном блаженстве наследовать тебе за это плод, который не гибнет во век. Да будет тебе известно, что если ты воспользуешься нашим или лучше – Божиим благоволением, мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы». Посольство к великому князю возглавляли два кардинала Галда и Гемонд. В послании папы Иннокентия IV нет строк угроз и шантажа, которые допустил в своем послании папа Иннокентий III к великому князю Галицкому Роману. Причина разного тона посланий кроется в тех положениях, которые занимали князья Роман и Александр. Князь Роман жил в ожидании погрома Руси, а святой князь Александр уже одержал множество побед над «друзьями папы» – крестоносцами. Именно поэтому послание папы к князю Александру заканчивается следующими словами: «Сверх того за то, что ты не захотел преклонить выи пред свирепостью татар, мы прославляем твое благоразумие достойными в Боге похвалами. Дано в Лионе 8 февраля 1248 года».
Однако ответ святого благоверного князя представлял собой вероисповедный отказ от предложений Римского папы принять латинство: «Слышите посланцы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, и от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса восшествия и до царствия Великого Константина и до перваго собора и до седьмаго собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не приемлем!»
В XIII веке само существование независимой Руси с ее самобытной культурой было поставлено под вопрос. В этих тяжелейших условиях Александр Невский проявил величие и силу духа, мудрость, полководческий и дипломатический талант, раскрыл глубину веры, жившей в его сердце. История показала, что идя на переговоры с монголо-татарами, Александр Невский спас Русь, тем самым сохранив Православие.
В результате Русь не только не потеряла своей идентичности, она не потеряла своей веры, не потеряла даже своего государственного устройства. А если бы крестоносцы пришли на нашу землю, то Русь как исторический культурный духовный религиозный феномен прекратила бы свое существование.
Еще при жизни Александра Ярославовича началось его народное почитание, позднее Русской Православной Церковью он был прославлен в лике благоверных князей. И вот уже восемь веков святой Александр стоит на защите веры Православной и родного Отечества.
Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!