Александр Невский – это удивительный пример государственного мужа, патриота, человека, беззаветно любившего свой народ и свою страну, жизнь свою положившего за Родину.
Патриарх Кирилл
В мае 2008 года стартовал масштабный проект «Имя России», организованный совместными усилиями телеканала «Россия» и Института российской истории РАН для выбора «личности-символа нации». Проект, объединивший миллионы людей по всей нашей стране, длился семь месяцев. И 28 декабря 2008 года на телеканале «Россия» в прямом эфире были подведены итоги конкурса, и объявлена «личность-символ нации». Из пятисот предполагаемых «героев» России всенародным голосованием древнерусский князь Александр Невский был выбран в качестве символа нашей страны. Граждане России сделали исторический выбор личности, примеру которой они готовы следовать.
Александр Невский жил в XIII веке, в тяжелейший, переломный исторический период, когда речь шла о самом существовании Руси: продолжались княжеские усобицы, к восточным рубежам страны нахлынули грозные орды монголо-татар, а с запада надвигались полчища крестоносцев под знаменем западного католичества.
Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. И великий князь Александр Невский справился с этой задачей, положив свою жизнь на служение народу Православному и родному Отечеству. Он жестко противостоял западу, не прельщаясь, как бы много оттуда не обещали, сохранив веру Православную, наш язык, нашу культуру; заключил мир с Золотой Ордой, тем самым сохранив русские земли от разорения и распространив Православие на восток; сплотил разрозненный народ и заложил прочную основу для последующего объединения раздробленных русских княжеств. Русь была спасена, долг Александра Невского перед Богом был выполнен.
Русский народ полюбил великого князя еще при жизни, а такая любовь способна передаваться потомкам через века. К нему относились уважительно даже в советский период. Достаточно вспомнить, что орден Александра Невского – это единственный орден, который был и в Российской Империи, и в Советском Союзе, и в Российской Федерации.
Александр является «героем» не только своего времени. Его образ актуален для России, для каждого из нас и в XXI веке. Александр Ярославович – это не только храбрый воин и талантливый полководец, это воплощение глубочайшей веры, мудрости и безграничной любви к Родине. Кроме того, уже более пятисот лет Александр Невский почитается Русской Православной Церковью как святой благоверный князь, потому что в своем государственном служении он сумел остаться верным христианским добродетелям.
5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории.
Патриарх начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, патриарх сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека…
Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода».
По словам патриарха Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что в тот момент было невозможно победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает патриарх. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.
А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их так же, как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».
Александр Невский, по словам патриарха, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».
Как утверждает патриарх Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи».
Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».
Князь Александр Невский, по словам патриарха Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!»
Патриарх Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный». Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает патриарх Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!»