О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисповедимы пути его! (Pим. 11:33)
С 2014 года ежегодно проходит международный суворовский фестиваль искусств, целью которого является сохранение культурно-исторического наследия и духовно-патриотическое воспитание современной молодежи. В прошлом году фестиваль был посвящен 290-летию со дня рождения Александра Васильевича Суворова, начинавшего свою ратную службу в легендарном лейб-гвардии Семеновском полку. А в этом году фестиваль посвящен 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, наследником и продолжателем подвига которого стал Александр Суворов.
Невский и Суворов, крещенный в честь благоверного князя, – это два глубоко верующих, твердо уповающих на помощь Божию и чтущих Православные традиции великих полководца, которые своим жизненным примером явили дух воина – «Христолюбивого русского воина!» Служба Богу и Отечеству была для них единым и неразрывным понятием. Они не проиграли ни одного сражения, одерживая свои небывалые победы, как правило, при численном превосходстве врага, тем самым прославляя силу русского оружия на весь мир.
Суворовский патриотический фестиваль предоставляет возможность молодым талантам до 35 лет внести свой вклад в осмысление великой истории Российского государства и прославить выдающихся полководцев Невского и Суворова, которые на протяжении уже нескольких веков являются образцами для подражания многих поколений россиян.
Изучая страницы летописи многовековой истории нашей страны, сейчас, через столетия после смерти Невского и Суворова, нам удивительно видеть, как прослеживается их духовная связь друг с другом и историческая преемственность, а также осознавать их выдающуюся роль в становлении Российского государства. Рассмотрим лишь некоторые моменты из жизни этих величайший и благороднейших людей.
Александр Невский – храбрый воин-молитвенник, славный подвижник и строитель земли Русской, воздвигнутый непостижимым промыслом Божьим на спасение народа православного и Святой Руси в один из самых тяжелейших ее периодов. В XIII веке вся страна была разорвана на мелкие княжества без единого правителя и армии; с востока Русь подвергалась стремительному нашествию безжалостных монголо-татар, опустошающих все на своем пути; с запада, видя совсем обессиленную страну русскую, с благословения папы римского на нас двинулись полчища крестоносцев, желающих захватить северо-западные земли важнейшего торгового пути под названием «Из варяг в греки» и насильственно насадить католичество среди нашего народа. В этот переломный момент, когда речь шла о самом существовании Руси, движимый Духом Святым, юный князь, проявив величие и силу духа, мудрость, полководческий и дипломатический таланты, спас Святую Русь, защитил свой народ и веру Православную. Мечом Александр остановил агрессию с запада и перекрещивание населения в римско-католическую веру. Дипломатическими переговорами заключил мир с Ордой, откупившись от нее данью, тем самым уберег страну от окончательного разорения. Сплотил разрозненный народ и заложил прочную основу для последующего объединения раздробленных русских княжеств в единое государство. Весь земной путь Александра Невского изобилует деяниями самоотверженного служения людям и родному Отечеству, а также является ярким примером искренней веры и упования на помощь Божию, за что и был позднее прославлен Церковью в лике святых как благоверный князь.
Поразительно, что через пять веков после смерти Александра Невского Господь воздвиг в помощь русским людям еще одного Своего славного воина-молитвенника, защитника Отечества, благочестивого мужа – Александра Васильевича Суворова, для которого так же, как и для Александра Невского, Православная вера была не на словах, а на деле «столп и утверждение истины».
Величайший полководец граф Суворов, нареченный при крещении в честь святого благоверного князя Александра Невского, всю свою жизнь следовал духовным принципам своего небесного покровителя, который стал ему на протяжении всего его земного пути надежным заступником пред Престолом Божьим и верным помощником во всех его ратных подвигах. Есть даже свидетельство о том, что в самые тяжелые моменты сражений рядом с Суворовым появлялся таинственный всадник в светлых ризах и красном плаще, как у святого Александра Невского, после чего силы русских воинов мгновенно удваивались, а враг становился поверженным.
Невский и Суворов не только не проиграли ни одного сражения, но и неоднократно разбивали значительно превосходящие по численности силы противника и побеждали даже тогда, когда победа казалась просто невозможной, тем самым прославляя силу русского оружия на весь мир. В своих ратных подвигах эти два великих полководца всегда опирались не только на храбрость и мужество своих немногочисленных войск, в первую очередь они противопоставляли врагу свою веру в Бога и Его всемогущую помощь. Благоверный князь Александр Невский и граф Суворов просто не мыслили своей жизни без веры Православной, считая службу Господу своим главным призванием, а всякое дело начинали с молитвы и Церковного благословения.
Так 19-ти летний князь Александр после сердечной молитвы в Новгородском Софийском соборе с твердой верой в помощь Господа со словами «Не в силе Бог, а в правде!» повел свою дружину на Невскую битву в 1240 году. Вера Александра не была посрамлена – шведы при своем многократном численном превосходстве были разбиты. Современники свидетельствовали, что помощь Божия была явлена видимым образом: в ночь накануне сражения воину, стоявшему на страже, было видение. Он увидел в плывущей по реке ладье святых мучеников Бориса и Глеба, один из которых сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, чтобы помочь нашему сроднику Александру». Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины Александра, обретено было множество перебитых врагов – ангелы незримо помогали православному воинству. При возвращении в Новгород под ликование народа князь-полководец первым делом поспешил в храм – благодарить Господа за чудесную победу.
Вот это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воина – благоверного князя Александра Невского.
Наследником этих идеалов, глубоко их осознавших и воплотивших в жизнь, был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, который поистине стал продолжателем жизненного правила своего небесного покровителя и в свою очередь завещал: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божиим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству!» Действительно, ни одна из битв Суворова не начиналась без молебна. Более того, для всех православных воинов он сделал обязательной молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас. Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога за нас». Полководец настаивал: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай».
Так во время русско-турецкой войны в 1787 году в праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось знаменитое Кинбурнское сражение. Хитрые турки, пользуясь тем, что генерал-аншеф Суворов со своими офицерами находился в храме на Божественной литургии, неподалеку беспрепятственно высадили десант, многократно превосходящий по численности силы, которыми командовал Суворов. В страшной тревоге адъютант постоянно докладывал генералу об этом, но тот не предпринимал никаких действий, пока не была окончена литургия и не был отслужен молебен о победе. Лишь когда служба закончилась, а противник был уже в 200 шагах от крепости, Суворов приказал стрелять из всех орудий – турки даже не успели приступить к штурму.
Господь не оставил Своего христолюбивого воина – ожесточенное и кровопролитное сражение, длившееся до глубокой ночи, окончилось полным поражением турок. Из письма А.В. Суворова к В.С. Попову: «Посмотри, голубчик, нашу адскую баталию на плане! Непонятно человеческими силами, как к тому приступить можно было! А не начать, то бы нас всех здесь турки перерезали». Победа при Кинбурне для русских войск была стратегически очень важной – она не позволила османам захватить полуостров Крым и сжечь строящийся русский флот. В честь этой небывалой виктории Суворов построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы – так благодарил генерал Господа и Царицу Небесную за дарованную победу. С той чудесной победы пошла молва, что Суворов никогда не начинает сражения, пока не окончится ангельская обедня на небесах.
Александр Васильевич Суворов, как и благоверный князь Александр Невский, был глубоко верующим православным христианином, уповающим на помощь Божью. Все победы, одержанные ими, кажутся невероятными, чудесными, и то совершенное их чудо-богатырями явно превосходит человеческие силы: так было и в 1242 году на Чудском озере во время Ледовой сечи, когда под предводительством великого князя пешие «вои» Невского, значительно уступавшие противнику в вооружении и боевой выучке, разгромили тевтонский орден; так было и в 1790 году при взятии Суворовым неприступной твердыни – турецкой крепости Измаил.
Эту триумфальную, небывалую историческую победу Суворов одержал после слов: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра – смерть или победа!» Но прежде чем штурмовать крепость, стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче цитадели, на что последовал самоуверенный ответ от паши, знавшего о своем численном превосходстве: «Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». Действительно, Измаил был неуязвимой крепостью с мощнейшими укреплениями, которые туркам помогали возводить немецкие и французские инженеры в соответствии с новейшими техническими требованиями. Крепостью «без слабых мест» – так трезво определил укрепления Измаила Суворов. У русских – 28 тысяч чудо-богатырей. В Измаиле – 35 тысяч турок, среди которых 17 тысяч отборных янычар, 265 орудий. При штурме такой крепости нападающие должны обладать хотя бы троекратным преимуществом. Ну Суворову помогал Бог, для которого нет ничего невозможного: турецкая цитадель «без слабых мест» пала.
Взятие Суворовым Измаила – подвиг неслыханный, не имеющий примера в мировой истории, который ошеломил не только Турцию, но и вся Европа была потрясена победой русских войск. Благодаря полководческому гению Суворова, война с Турцией закончилась окончательным присоединением Крыма к России. Сам Суворов впоследствии говорил: «На такой штурм, как Измаильский, можно отважиться только один раз в жизни». Как велико же было упование Александра Васильевича на помощь Божию, как велика была сила молитвы русского полководца!
На жизненном пути Невского и Суворова были не только славные победы, прославившие силу русского оружия на весь мир, но и периоды предательств, скорбей и разочарований. Так после выдающейся победы над шведами в 1240 году, за которую юный Александр Ярославович был наречен в народе Невским, новгородские бояре, опасаясь его возрастающей популярности и не желая делить с ним власть, изгнали благоверного князя. Но Всеведущий Господь, видя эту несправедливость, вскоре явил боярам цену их «вольностей»: немецкие рыцари, прознавшие, что князь с семьей возвратился в родной Переславль, вторглись в русские земли. Испуганные новгородцы были вынуждены вновь обратиться к великому князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра, испрашивая князя для защиты своих земель. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но бояре понимали, что в таких трудных обстоятельствах им нужен Александр и отправили владыку Спиридона просить именно его. Ярослав исполнил их просьбу и отпустил Александра в Новгород. Благочестивый князь не держал обиды или злобы на бояр. Душевно, от чистого сердца простив их, он вернулся защищать свою Родину и свой народ, оставаясь верным Богу и людям, ищущим в нем надежду.
Удивительно, что через несколько столетий так же, как и Александр Невский, граф Суворов из-за дворцовых интриг тоже попал в немилость, но только уже к императору Павлу I и вскоре удалился в родовое село Кончанское. Но самое интересное, что Павел I так же, как «вольнолюбивые» новгородские бояре, был вынужден обратиться за помощью к опальному полководцу, когда в 1798 году Россия вступила во 2-ую антифранцузскую коалицию, куда еще входили Великобритания, Австрия, Турция и Неаполитанское королевство (часть нынешней Италии): «Граф Александр Васильевич! Теперь не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело – на сие согласится, а ваше – спасти их. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы вашей время, а у меня удовольствие видеть вас. Пребываю вам благосклонный. Павел».
Суворов целует письмо и отдает приказ: «Час собираться, другой – отправляться. Служил в деревне за дьячка; пел басом, а теперь поеду петь Марсом». В Санкт-Петербурге, подходя к Царю, Суворов читает вслух молитву Господню «Отче наш» и при словах «И не введи нас во искушение», – преклоняет колено. Государь поднимает Александра Васильевича с колена, завершая молитву: «Но избави нас от лукавого!» Величественное и достойное примирение Русского полководца-христианина и Русского Царя. Стремясь наградить Суворова за терпение и верность, император Павел I возлагает на Суворова цепь ордена святого Иоанна Иерусалимского Большого Креста. Суворов воскликнул: «Боже, спаси Царя!». «Тебе спасать царей!» – отвечает Государь.
В марте 1799 года генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов возглавил объединенную армию союзников в Италии. Под его руководством была проведена блестящая военная кампания, которая закончилась разгромом основной части французских войск. Оказавшись у южных границ Франции, Суворов получил прекрасную возможность полностью уничтожить врага (тогда точно не было бы Отечественной войны 1812 года), но вмешались «союзники». Почувствовав дыхание потенциальной угрозы, исходящей от русской армии, Австрия и Великобритания вместо похода на Париж потребовали от Суворова сначала освободить от французов Швейцарию. Направляя Суворова в Швейцарский поход, тогдашние партнеры России просто хотели уничтожить нашу армию, так как прекрасно понимали, что, если русская армия победит Наполеона, равных в Европе ей не будет. Это понимал и сам фельдмаршал, но как человек до мозга костей военный, приученный приказы не обсуждать, а выполнять, Суворов не посмел возразить. Тем более и Павел I, не до конца осознавая с кем имеет дело, согласился на этот план. Единственное, что он потребовал от союзников – очистить Швейцарию до прихода армии Суворова от французских войск силами австрийцев. Естественно, русскому императору это пообещали, но не сделали.
После того как в конце сентября 1799 году русские полки под командованием Суворова совершили изумивший всю Европу переход через альпийский перевал Сен-Готард и Чертов мост, были неожиданно окружены французами в Мутенской долине.
Александр Васильевич, обращаясь к офицерам, прекрасно понимал, в каком положении они находятся: «Мы окружены горами… Окружены врагом сильным, возгордившимся победою… Со времени дела при Пруте, при Государе Императоре Петре Великом, русские войска никогда не были в таком гибелью грозящем положении… Нет, это уже не измена, а явное предательство… Разумное, рассчитанное предательство нас, столько крови своей проливших за спасение Австрии. Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая – на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск, вами предводимых… Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы – русские, с нами Бог! Спасите, спасите честь и достояние России и ее Самодержца! Спасите сына его…»
Генерал Вилим Дерфельден, глубоко впечатленный речью своего командующего, заверил Суворова, что все участники кампании готовы выполнить свой долг до конца: «Все перенесем и не посрамим русского оружия, а если падем, то умрем со славою! Веди нас, куда думаешь, делай, что знаешь, мы твои, отец! Мы русские!»
И, действительно, надежды на спасение из ловушки, в которую русскую армию завело вероломство и измена австрийцев, не было. По всем законам военного искусства русские были обречены. Оставалось или сложить оружие, либо умереть от голода и холода в зимних горах. Или же со славой погибнуть в заведомо безнадежной схватке с превосходящим по численности противником. Но это были русские чудо-богатыри, и вел их движимый Духом Святым «Христов воин – Суворов».
1 октября в Мутенской долине сошлись русские войска численностью 14 тысяч солдат под командованием генерала А.Г. Розенберга с 24-тысячным корпусом под командованием генерала Массена. Понимая свое отчаянное положение, русские войска начали наступать на французские позиции. Натиск русских воинов был таков, что французский центр не смог продержатся и получаса – французы начали беспорядочное отступление. Входе истребления французских войск русский унтер-офицер Иван Махотин добрался до самого Массены и содрал с него золотой эполет, хотя генералу удалось бежать.
Русские войска с тяжелейшими боями прорвались из окружения. Что совершили в Альпах суворовские чудо-богатыри, не горнострелковое спецподразделение, а вся армия, – настоящее чудо – Русское чудо. Переход Суворова через Альпы стал беспрецедентным в истории. Русские войска доблестно выполнили свои союзнические обязательства перед австрийцами, чего нельзя сказать о последних.
Только горячая вера в покровительство Всевышнего помогла Суворову и его воинам вынести и преодолеть те превышающие человеческие силы испытания, которые выпали на их долю в ту кампанию. После великого Швейцарского похода Император Павел I присвоил Александру Васильевичу звание генералиссимуса и повелел, чтобы армия отдавала Суворову военные почести, подобные особе Государя, причем даже в присутствии самого Царя. В Россию полководец возвратился покрытый бессмертною славою, но одолеваемый тяжелой болезнью, это был последний военный поход в его земной жизни.
Поразительно, но ведь и Александр Невский тоже сильно заболел, возвращаясь из поездки в Золотую Орду, своего последнего похода, который стал вершиной дипломатии.
Так в 1262 году хан Золотой Орды затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Благоверный князь отправился в Орду, где пробыл почти год для того, чтобы «смолити люди от беды тои». Александр не только смог отговорить хана от военного набора на Руси, но и мудро перенаправил устремления хана. По подсказке благоверного князя хан, ссылаясь на восстания русских, прекратил посылать в Монголию дань, провозгласив Золотую Орду самостоятельным государством, что превратило ее в заслон Руси с востока.
Месяцы пребывания в Золотой Орде окончательно сломили силы Александра Невского – возвращаясь домой в Городце ему стало настолько плохо, что князь, призвав игумена монастыря, попросил его о пострижении в иночество, говоря: «Отче, се болен вельми… Не чаю себе живота и прошу пострижения». Александр Ярославич 14 ноября 1263 года был пострижен в схиму с именем Алексий с возложением на него иноческого одеяния и «тои же ночи и преставися».
Благоверный князь Александр Невский и благочестивый воин Александр Васильевич Суворов в своей ратной службе доподлинно осуществили основополагающий Евангельский завет «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Два великих полководца, возвращаясь из своих последних триумфальных походов, отдав все свои силы на служение родному Отечеству и его народу (Невский из Золотой Орды, а Суворов из Швейцарского похода), – причастившись Святых Христовых Тайн, отошли ко Господу.
Поистине, неисповедимы пути Господни: мощи этих двух великих сынов России с разницей почти в 500 лет обрели свой земной покой под сводами первого монастырского комплекса Санкт-Петербурга, основанного в XVIII веке по повелению императора Петра I на предполагаемом месте знаменитой Невской битвы. Петру I было важно, что именно здесь Александр Невский еще в XIII столетии бил шведов (позже историками было доказано, что бой проходил выше по Неве). Главный монастырь северной столицы получил название «Живоначальныя Троицы и святаго благоверного князя Александра Невского» (в 1797 году по указу Павла I монастырь получил статус лавры).
Петр I особо почитал Александра Невского как молитвенного заступника пред Престолом Божьим за Россию и считал святого своим небесным покровителем, а также помощником в одержанных «небывалых» победах и в основании на берегах Невы града святого Петра. Поэтому после завершения изнурительной, длившейся 21 год Северной войны со шведами, которая окончилась подписанием 30 августа (12 сентября) 1721 года в Ништадте мирного договора, в результате которого Россия получила выход к Балтийскому морю, северные территории, а также статус великой Державы, Петр I повелел сделать День заключения Ништадтского мира памятным днем в истории государства российского и осветить его перенесением из Владимира мощей благоверного князя, который официально стал небесным покровителем Северной столицы.
30 августа (12 сентября) 1724 года мощи Александра Невского были торжественно со всеми почестями доставлены в Санкт-Петербург. Петр I собственноручно под пушечный салют и колокольный звон перенес святыню в церковь первого монастыря града святого Петра – Благовещенскую, верхний храм которой был освящен в честь святого благоверного князя (здесь мощи святого находились до постройки в 1790 году главного собора лавры – Свято-Троицкого, куда позднее были перенесены).
Также под сводами Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в 1800 году при огромном скоплении народа обрел свой земной покой благороднейший муж, непобедимый полководец, славный наследник и продолжатель ратных подвигов своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского Александр Васильевич Суворов.
Это были первые похороны, объединившие почти все население Санкт-Петербурга, от мало до велика. На пути траурного шествия от Крюкова канала до Александро-Невской лавры все улицы были усеяны народом, а все балконы и даже крыши домов заполнены скорбящими и плачущими людьми. У ворот лавры траурная процессия остановилась. Всем показалось, что похоронная колесница с огромным балдахином не сможет проехать. Этот бархатный балдахин уже собирались разбирать, как вдруг суворовский ветеран, унтер-офицер лейб-гренадерского полка Зыбин крикнул: «Небось! Пройдет! Наш батюшка Суворов всюду проходил!» – и траурная колесница, действительно, с трудом, но въехала в монастырские ворота. Заупокойную литургию совершал владыка Амвросий. Никто не говорил надгробных слов во время прощания. Лишь хор придворных певчих пел 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится…» Когда опускали гроб, раздался гром орудийных залпов – русские пушки прощались с великим полководцем. На надгробной плите великого полководца высечена знаменитая на всю Россию лаконичная эпитафия «Здесь лежит Суворов».
Удивительно, но эти два великих полководца – Александр Невский и Александр Суворов – два столпа духовного ориентира через века после своей смерти продолжают самоотверженное служение родному Отечеству и народу русскому. Память о их великих подвигах живет в наших сердцах, объединяя и вдохновляя нас на новые победы, особенно в самые трудные периоды нашей истории.
Так во время Великой Отечественной войны, в дни суровых испытаний, каждый советский человек почувствовал и осознал, каким драгоценным достоянием является военный опыт наших выдающихся предков. Слава Невского и Суворова обрела второе рождение в годы войны с немецко-фашистскими захватчиками. Сам Сталин в 1941 году, перед страшной битвой за Москву, в очередной своей речи вспомнил русских героев былых веков: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
Невский и Суворов – это истовые патриоты своего Отечества и ревностные защитники веры Православной, в ней они черпали свою несокрушимую силу и стойкость в бою. Их твердое упование на помощь Божью передавалась и их солдатам, которых они учили, что врагов нужно побеждать силой духа и молитвой.
Многие солдаты, отправляясь на фронт, сначала молились у раки с мощами святого благоверного князя Александра Невского, которая в тот период находилась в музее религии и атеизма – Казанском соборе, – а затем давали клятву в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры у могилы Александра Васильевича Суворова.
Слова, сказанные бессмертными полководцами столетия назад, не только не потеряли свой смысл, но как никогда раскрыли их значение и обрели новую силу. С их крылатыми фразами, пронизанными уверенностью в победу, русские люди поднимались на защиту родной земли от вражеского нашествия: «Кто с мечем к нам придет от меча и погибнет!», «Не в силе Бог, а в правде!»; «Тяжело в ученье – легко в бою», «Мы – русские, с нами Бог!», «Смелость города берет!» …
От этих слов сердца солдат наполнялись гордостью, они возбуждали их духовное достоинство, вдохновляя и предавая силы в самых трудных ситуациях. Повторяя слова великих полководцев, солдаты поднимались в бой, самоотверженно жертвуя собой, защищая родное Отечество.
Письма с фронта с уверенностью позволяют нам говорить, что образ Невского и Суворова стал значимым для красноармейцев. Бойцы словно вторили словам уроженца Тамбовщины, старшего лейтенанта В.А. Пустырева из его письма домой: «Мы отомстим, отвоюем, не отдадим на поругание русскую землю, не раз кровью и потом обильно политую нашими предками. Не осрамим на поле битвы отцов, дедов, прадедов наших, не раз отстоявших грудью великую и могучую Русь от нашествия многочисленных врагов при Александре Невском, Дмитрии Донском, Кутузове, Суворове, при Смутном и великом времени Минина и Пожарского… Я буду бить, уничтожать фашистских гадов всеми своими силами и всеми доступными средствами в великой, освободительной, отечественной войне, чтобы не посрамить оружия русского, наших славных дедов…»
И в 1943 году вдохновленная образами великих предков Красная Армия совершила долгожданный коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Гитлеровский генерал Гейнц Гудериан отмечал, что одной из важнейших причин победы Красной Армии было обращение к ее историческим национальным традициям.
Именно во время Великой Отечественной войны за боевые заслуги был восстановлен орден Александра Невского и учрежден новый военный орден – Александра Суворова, а также были созданы суворовские военные училища. Массово тиражировались патриотические плакаты и листовки, на которых были изображены портреты Невского и Суворова, бьющие врагов.
Есть на Руси славные имена и судьбы, память о которых сплачивает наш народ, на их жизненных примерах мы должны воспитывать будущие поколения. Александр Суворов и Александр Невский – это вечно живые символы русской военной доблести, защитники веры Православной и родного Отечества! Наша история немыслима без этих величайших русских полководцев, которым пришлось громить врагов и с Запада, и с Востока.
Слава этих двух великих людей с годами не меркнет, так по итогам всероссийских голосований в 2008 году Александр Невский стал именем-символом России, а в 2014 году Александр Суворов стал именем-символом Победы. Невский и Суворов – это нравственные ориентиры для молодого поколения России, и наш священный долг – бережно хранить память о них.
Невский и Суворов не только стоят на защите границ родного Отечества от нашествия супостатов вот уже несколько столетий, в первую очередь эти два благочестивых, глубоко верующих, чтущих Православные традиции мужа, помогают нам своим жизненным примером в деле спасения наших душ, побуждая нас на добрые, Богоугодные дела.
Тому есть удивительное подтверждение уже в наши дни, в XXI веке, свидетелями которого стали мы. По инициативе президента РФ В.В. Путина в 2013 году в целях возрождения исторических традиций состоялось воссоздание легендарных полков: Преображенского и Семеновского. И в том же году с благословения митрополита Владимира (Котлярова) протоиерей Михаил Погиблов, которого поддержали воспитанники Суворовского училища и духовные чада батюшки, начал активно заниматься воссозданием взорванного в 1933 году большевиками храма-мемориала русского воинства – собора Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. Очень примечателен тот факт, что именно в этом полку в 1742 году будущий генералиссимус Суворов начинал свою ратную службу, а в полковом соборе семеновцев южный придел и рядом построенная часовня были освящены в честь святого благоверного князя Александра Невского. К тому же, некогда утраченная полковая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы сейчас бережно хранится в Париже в храме святого благоверного князя Александра Невского.
Общая молитва и упование на ходатайство наших великих предков – Невского и Суворова – перед Престолом Всевышнего вселяет в наши сердца надежду на то, что взорванные святыни: полковой Введенский собор-усыпальница семеновцев и часовня Александра Невского с помощью Господа нашими усилиями вскоре будут воссозданы!
Воссоздание утраченных святынь – это наш священный долг, дань памяти героям Отчества и духовное наследие для будущих поколений. Мы не в праве забывать тех, кто своими подвигами прославил и сохранил нашу Родину – великую Россию, в каком бы веке они не жили: от подвига благоверного князя Александра Невского до подвига генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.