Великий пост – это особое время, в которое Церковь призывает каждого из нас заглянуть в глубину своей души, остановиться в нескончаемом потоке жизненной суеты, отдышаться и подумать, верен ли наш путь. В этом нам помогают Богослужения, совершаемые в дни Великого поста, – совершенно особые, неповторимые, пропитанные чувством покаяния.
Своеобразный камертон Великого поста – покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, которая начинает звучать в храмах еще на масленичной неделе. Далее молитва читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется, и последний раз эта молитва читается утром в Страстную среду.
Автор молитвы святой Ефрем Сирин, то есть «сириец», жил в четвертом веке. Родители Ефрема, бедные земледельцы, стремились воспитать сына в благочестии. Но юноша отличался вспыльчивостью и резкостью. Однажды его по ложному обвинению посадили в тюрьму. Там Ефрем во сне услышал голос, призвавший его к покаянию. Юноша был оправдан и освобожден, но в нем произошла разительная перемена. Ефрем стал отшельником и много лет провел в учениках у великих подвижников. Постепенно он сам стал проповедовать, но вначале всегда правдиво и резко обличал свои грехи. Современники называли его «сирийским пророком» и «учителем покаяния».
Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина – очень личная, очень простая и искренняя. Ее не поет торжественно хор и не читает распевно псаломщик. Священник выходит из алтаря, становится к нему лицом рядом с прихожанами. Он молится от своего собственного имени со всеми присутствующими, совершая земные поклоны после обращения к Богу:
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! (земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!
(земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.
(земной поклон)
Боже, очисти мя грешного!
(12 раз с поясными поклонами)
В этой молитве преподобного Ефрема перечисляются недуги, от которых мы хотели бы избавиться Великим постом. Праздность – это лень, нерадение, рассеянность. Уныние – результат праздности. Человек в этом состоянии не видит свет, не верит, что он вообще есть. Любоначалие – это любовь к власти, главным образом, к своей собственной. Ведь когда в центр всех стремлений помещается собственное «я», остальные люди становятся средствами. Достаточно даже не манипулировать ими, а просто презирать.
Празднословие – это трата попросту чувств, времени и сил.
Далее вместо этих пороков мы просим Господа о Его дарах: целомудрии – то есть цельности, осмысленности, единстве принципов; смирении – то есть доверии Богу; терпении – оно позволяет нам не торопиться осуждать других; любви – это тот дар, который мы стараемся приумножить всю нашу жизнь, это то единственное, что имеет смысл для христианина.
В последнем молитвенном обращении мы просим Господа «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего», то есть помочь совладать с гордыней.
Некоторые люди не понимают, почему эта, на первый взгляд, простая и небольшая молитва занимает такое высокое место в Богослужениях в Великий пост. Ответ достаточно прост: в молитве преподобного Ефрема Сирина собраны все позитивные и негативные элементы покаяния; верующие не просят о каких-то благах или прощении – они просят Господа о духовном труде. Ведь именно он – главная задача Великого поста.
Проповедь протоиерея Михаила Погиблова 31 марта 2021 года