В шестое воскресение Великого поста, в этом году 25 апреля, все православные верующие отмечают один из двунадесятых переходящих праздников – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье или Неделя Ваий), который установлен в воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Святый град накануне Его мученических страданий и смерти.
Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря четверодневного. Господь и раньше воскрешал умерших вскоре после смерти, но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.
На следующий день, перед праздником Ветхозаветной Пасхи, Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» – так у евреев было принято встречать царей и победителей.
Как для Иисуса Христа этот день предваряет Его Крестный путь, так и для всех православных христиан он предваряет дни особо строгого поста и молитв – священные дни Страстной седмицы, в которые мы вспоминаем Христовы страдания. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»
На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что в этот день верующие приходят в храм с ветвями, как правило, ивовых растений – вербы, ивы или других деревьев, распускающихся ранней весной, в ознаменование тех ветвей, которыми приветствовали иудеи Иисуса в Иерусалиме. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью – Воскресение Господне.
Проповедь протоиерея Михаила Погиблова в праздник Входа Господня в Иерусалим. 25 апреля 2021 года