Искупил ны еси от клятвы законныя / Честною Твоею Кровию, / на кресте пригвоздився, и копием прободся, / безсмертие источил еси человеком, / Спасе наш, слава Тебе.
(Седален Великого Пятка)
Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной седмицей, все ее дни называются Великими и посвящены воспоминанию последних дней жизни Спасителя. В один из самых скорбных дней не только Страстной седмицы, но в истории всего человечества – Великую Пятницу, когда православные верующие благоговейно вспоминают вольные страдания, смерть на Кресте и погребение Спасителя, протоиерей Михаил Погиблов совершил Богослужение с чином вынесения Плащаницы в Введенской часовне Военно-медицинского музея. Вместе с отцом Михаилом молились сотрудники и директор музея Анатолий Андреевич Будко, а также члены общины прихода воссоздаваемого собора Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. В этом году Великая Пятница выпала на 30 апреля.
Страстная Пятница – день, когда Господь совершает то, зачем Он пришел на землю. Как говорит Он Сам: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Mк. 10:45)». Когда воины распинали Иисуса, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». Во время распятия Иисуса Христа на Голгофе произошло знамение: солнце померкло и наступила тьма по всей земле, которая продолжалась до самой Его смерти.
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», – сказано в Евангелии от Иоанна. То, что совершалось на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата – это связано с нашими грехами: Христос принял мученическую смерть для искупления грехов всего рода человеческого. Поэтому каждый верующий в Него в этот день обращает все свои помыслы к Богу, вспоминая страдания Христа и осознавая величие Его жертвы, совершенной ради спасения каждого из нас.
В Великую или Страстную Пятницу совершаются три основные службы, полностью посвященные воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием. На Утрени, проходящей в Великий Четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи. Верующие стоят с зажженными свечами во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны – горячую любовь к своему Спасителю.
Божественной Литургии в Великую Пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву. В этот день совершаются Царские Часы со чтением паремий (фрагментов из Ветхого Завета).
Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа, священнослужители поднимают Плащаницу (плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все Богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.
Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
(Тропарь 15 антифона)