Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье или Неделя Ваий) – двунадесятый переходящий праздник, который празднуется в шестое воскресение Великого поста, в этом году приходится на 9 апреля. Праздник установлен в воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Святый град накануне Его мученических страданий и смерти. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» – так у евреев было принято встречать царей и победителей («Осанна» значит «Спасай нас»). Пройдет всего лишь несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лk 19:41). Христос плакал, когда все вокруг Него радовались. Никакой другой город не оплакивал так Господь как Иерусалим. Достаточно грустный отрывок из жизни Отца нашего небесного для нас, дорогие братья и сестры. Вы посмотрите, как велико Его смирение. Он понимал, что Его будут предавать самые верные, оплюют и буду бить, а потом распнут, но Он все равно шел, шел, чтобы спасти человеческую душу и исполнить предначертанное.
Как для Иисуса Христа этот день предваряет Его Крестный путь, так и для всех православных христиан он предваряет дни особо строгого поста и молитв – священные дни Страстной седмицы, в которые мы вспоминаем Христовы страдания. В эти дни нам нужно усиленнее молиться и совершать добродетели. Дабы укрепить себя в вере, иметь несгибаемый стержень и не распинать нашего Спасителя своими недостойными поступками – грехами.
На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что в этот день верующие приходят в храм с ветвями, как правило, ивовых растений – вербы, ивы или других деревьев, распускающихся ранней весной, в ознаменование тех ветвей, которыми приветствовали иудеи Иисуса в Иерусалиме. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью – Воскресение Господне.
Добродетели – это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.
Добродетель – то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели – поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.
Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, вера, надежда, любовь. Второй же исходит из противопоставления грехам: целомудрие, умеренность, усердие, терпение, доброта, смирение.
На самом деле под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.
Главное, что мы знаем о добродетелях – Господь ничего не «придумывает» для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.