80 лет назад в день памяти святой равноапостольной Нины Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. 27 января 1944 года была подведена черта под самой продолжительной битвой, которая положила конец 872-дневной осаде города-героя в ходе Великой Отечественной войны.
Ни одному городу не довелось выдержать столь жестокую и продолжительную осаду и остаться неприступным. Ни один город не принес для Победы такую жертву. Великий подвиг ленинградцев не знает равных в мировой истории.
Во время Великой Отечественной войны о спасении осажденного города горячо молился митрополит Зиновий Мажуга (ныне прославлен в лике святых). Владыка большую часть жизни прослужил в Грузии и удостоился видения, о котором сам впоследствии рассказывал: «В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу».
Прозорливый владыка сообщил об этом откровении жителям осажденного города, которые сразу взмолились святой Нине о помощи. Какова же была их радость, когда полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады произошло именно в день ее памяти.
Владыка Зиновий назвал Нину «споручницей» Ленинграда. Почему Господь именно ей даровал благодать молитвенного покрова блокадному городу? Может быть, потому, что Нина по церковному преданию была двоюродной сестрой великомученика Георгия Победоносца. Георгий вымолил Победу в войне, а Нина – Победу в блокаде. Георгий – Победоносец, Нина – Победоносица. Нина пришла на горы Кавказа по знамению самой Богородицы, получив из Ее рук Крест, чтобы исполнить Ее жребий. Митрополит Зиновий называет святую Нину «другиней Божией Матери» (то есть «подругой», «служкой»), выполнившей Ее волю и жребий. Эта связь святой Нины, с одной стороны, с Георгием Победоносцем, а с другой стороны, с Божией Матерью, объясняет, почему именно она стала особой молитвенницей о граде святого Петра.
Владыка Зиновий и впоследствии не оставлял молитвами град Святого Петра. Здесь у него были духовные чада. Иногда старец сам приезжал в город на Неве. Он не раз говорил, что в Петербурге должно быть увековечено молитвенное заступление святой Нины в период блокады: «Издревле на Руси было принято, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит этот святой и способствовал ей. И посему жители Санкт-Петербурга в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом в каждом храме должны иметь образ святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если и храм созиждут в память святой Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их».
Как результат осмысления этого события, в память о тяжелом блокадном времени, обо всех погибших и о покровительстве святой равноапостольной Нины нашему городу иконописцем Юрием Филипповым написана особая икона «Предстательство святой Нины о граде Петрове, иже при Неве». На ней в основе изображения запечатлено видение митрополиту Зиновию об осажденном городе. Этот иконографический образ совершенно новый – он выходит за рамки жизнеописания святой Нины. Также он уникален тем, как представлена здесь тема страждущего города и небесных сил, оберегающих, сохраняющих горожан в блокадных испытаниях.
Святая Нина изображена на иконе стоящей на облаке в коленопреклоненном молении пред Престолом Божиим. Она усердно просит о спасении Ленинграда, а по ее ланитам катятся крупные слезы, «величиной с виноградину».
Ниже на иконе можно увидеть императорский Петропавловский собор; ангела, который принимает души «во дни блокады скончавшихся»; архангела Михаила с мечом у противотанковых заграждений, охраняющего подступы к городу; ангела, который помогает обессиленным, замерзающим людям идти по заснеженным улицам; ангела, покровительствующего детям. Также на иконе изображен молящийся народ с митрополитом Алексием (Симанским) перед чудотворным образом Казанской Богородицы, хранимой в годы блокады в Князь-Владимирском соборе.
В левом верхнем углу рядом с подписью имени святой – изображение дарованного Нине Пресвятой Богородицей Креста из виноградной лозы. В правом верхнем углу в Небесном сегменте – полуфигурный Деисус.
Образ содержит ответы на главные для христианина любой эпохи вопросы: как спастись во время тяжелейшей жизненной ситуации, катастрофы, когда земля уходит из-под ног и нет надежды ни на что. Ключ в словах Евангелия, которое держит Спаситель: «Аз есмь Воскрешение и Живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин 11:25)
Не случайно в Небесном сегменте иконы написан Тронный Спас с предстоящими – Деисус. Так изображается Спаситель Второго пришествия, Судия. Любой кризис (именно так по-гречески звучит «суд»), катастрофа – тоже судный день, где в огне испытаний обнажается истинная сущность каждого. Но тут есть великая возможность измениться, стать настоящим собой. Так и в блокадном Ленинграде: было и мародерство, и каннибализм, но было и обретение Веры, и жертвенное служение ближним, и танковая колонна, построенная на деньги ленинградцев.
Икона, написанная Юрием Филипповым, хранится в храме в честь святой Нины в Полежаевском парке, где во время Великой Отечественной войны проходил рубеж обороны осажденного фашистами города. В 2023 году по благословению настоятеля Воскресенского Смольного собора грузинским иконописцем о. Исаакием была написана копия этой иконы. Некоторое время ее список пребывал у мощей святой Нины в Бодбийском монастыре, а затем был перевезен в Смольный собор, где теперь и находится.
Сегодня сквозь историю и время мы вновь переносимся в те роковые события, чтобы отдать дань памяти подвигу ленинградцев. Чтобы мир помнил, чтобы наши дети знали, чтобы цепочка памяти никогда не прервалась.
Оккупация города фашистами длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Почти 900 дней ужаса и голода пережили люди блокадного Ленинграда. В планы Гитлера входило полностью уничтожить город и его жителей. В блокированном Ленинграде оказались около трех миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственные запасы иссякли, приходилось использовать пищевые суррогаты, с 20 ноября 1941 года были введены самые низкие нормы хлеба за все время блокады – 250 граммов рабочим и 125 граммов служащим и иждивенцам. Не было отопления и горячей воды. Ленинградцы, чтобы согреться жгли мебель, разбирали на дрова деревянные постройки. Стоял транспорт – не было топлива и электричества. Вышел из строя водопровод, была разрушена канализационная сеть. Но люди блокадного города, не жалея себя, несмотря ни на что продолжали трудиться: «Все для фронта, все для победы», – таков был лозунг ленинградцев. Трудящиеся города дали фронту более 2 тысяч танков, 1,5 тысячи самолетов, 150 тяжелых морских орудий, более 4,5 тысячи орудий разного калибра. Невероятный факт: изможденный блокадой, голодающий Ленинград отправил на фронт в общей сложности 144 тонны – это 5 военных эшелонов – донорской крови! А в ходе тяжелых боев защитники Ленинграда проявили массовый героизм, стойкость и самоотверженность, сражались за каждую пядь земли до последней капли крови, до последнего патрона.
Блокада стала символом мужества и героизма ленинградцев. Северная столица выстояла под ударами отборных гитлеровских частей (немецкие, финские и испанские (Голубая дивизия) войска с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии), обстрелами и бомбежками, несмотря на массовый голод и суровый холод.
Подвиг жителей блокадного Ленинграда навсегда останется в памяти народа России не только как великий опыт преодоления трудностей и страданий, но и как пример самопожертвования ради спасения жизни сограждан и близких, для достижения Победы над смертельным врагом.
За годы блокады погибло, по разным данным, от одного до двух с половиной миллионов человек, большинство из которых умерло от голода.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим всем во дни блокады во граде сем от глада, хлада и ран скончавшимся и сотвори им вечную память!
ОБРАЗ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВА СВЯТОЙ НИНЫ
О ГРАДЕ ПЕТРОВЕ, ИЖЕ ПРИ НЕВЕ