• Главная
  • Новости
    • 2013
    • 2014
    • 2015
    • 2016
    • 2017
    • 2018
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • 2023
    • 2024
    • 2025
  • О храме
    • История
    • Архитектор
    • Чертежи
    • Убранство
    • Духовенство
    • Захоронения
    • Приписные часовни
    • Наш полковой собор
  • Семеновский полк
  • Воссоздание
  • Богослужения
  • СМИ о нас
  • ГАЛЕРЕЯ
  • Контакты
  • Главная
  • Новости
    • 2013
    • 2014
    • 2015
    • 2016
    • 2017
    • 2018
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • 2023
    • 2024
    • 2025
  • О храме
    • История
    • Архитектор
    • Чертежи
    • Убранство
    • Духовенство
    • Захоронения
    • Приписные часовни
    • Наш полковой собор
  • Семеновский полк
  • Воссоздание
  • Богослужения
  • СМИ о нас
  • ГАЛЕРЕЯ
  • Контакты
No Result
View All Result
Введенский собор
No Result
View All Result
Главная Новости

Там, где намного ближе Бог

sbadmin sbadmin
30.06.2025
в Новости
0 0
0
Там, где намного ближе Бог
0
Поделится
10
Просмотров
Share on FacebookShare on Twitter

40 лет назад, 30 июня 1985 года, правящим архиереем Новосибирской епархии митрополитом Гедеоном (Докукиным) протоиерей Михаил Погиблов был рукоположен в сан дьякона в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска.

Это старинная традиция – посещать больных и немощных на Светлой седмице. В том числе и в военных госпиталях. Помнится, в газете печатали мы пасхальные открытки времён I Мировой войны. И там много было изображений раненых солдат, за которыми ухаживают санитарки, произнося: «Христос воскресе!» Обязательно к раненым в Светлые дни приходит и священник. Вот и задался я целью встретиться с таким батюшкой, который будет наших воинов поздравлять с праздником. В Санкт-Петербурге в Окружном военном госпитале есть церковь Святого князя Владимира, и в ней служит протоиерей Михаил Погиблов. И лицо на фотографии знакомое… Пишут, что прежде он служил в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Точно! Я же одно время рядом жил и ходил туда на службы.

Протоиерей Михаил Погиблов

Сразу вспомнилась Пасха 2016 года. Огромный Воскресенский храм, девять штатных священников – и каждый выходит на амвон с праздничным возгласом. И сколько было радости каждый раз отвечать громогласно: «Воистину воскресе!» Отца Михаила запомнил – он читал с амвона послание митрополита. Седой, в очках, интеллигент с мягким голосом – и не подумаешь, что он военный священник. А вот что про него пишут: «Заведующий сектором Пограничного управления Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии». А также: «Помощник командира бригады строящихся кораблей и подлодок по работе с верующими военнослужащими». Звоню, договариваемся о встрече. И так получилось, что говорили мы с ним не только о военном госпитале, о помощи раненым, но и о священнической стезе. И рассказ его оставил светлое, пасхальное впечатление.

Девятый священник

Встретились мы не во Владимирской церкви – она оказалась на ремонте, а в небольшом приписном храме Святого страстотерпца царя Николая, что стоит рядом с госпиталем. Дарю батюшке нашу газету. Он, глянув на первую полосу, замечает:

– О, портрет Пирогова!

– Сразу его узнали?

– Так это мой любимый русский врач, известный в мире основоположник полевой хирургии. Здесь про него статья? Почитаю. Он, кстати, был верным монархистом, что не очень-то приветствовалось в тогдашней интеллигентской среде…

– Храм у вас необычный. Как правило, освящают в честь Царственных страстотерпцев, а тут отдельно царю Николаю II.

– Это мне в наследство досталось. До революции этот госпиталь назывался Николаевским – в честь царя Николая I, который его основал. И в этом небольшом здании, что рядом с анатомическим корпусом, находилась часовня – в ней отпевали умерших больных. При советской власти её использовали под склад. А когда в госпитале стал служить отец Игорь Лобанов, он в этом здании сделал церковь, и первая служба в ней состоялась на Рождество 2003 года. Отец Игорь был духовным чадом старца Николая Гурьянова, который очень почитал царя Николая II, – вот по его благословению храм так и освятили. И в этом есть смысл. Конечно, правильно почитать всю Царскую Семью, поскольку они все вместе пострадали. Но мы предали кого? Конкретно царя, помазанника Божьего. Вот о нём должны быть сугубые молитвы.

– А вы давно здесь служите?

– Отец Игорь умер в прошлом году перед Рождеством, 78 лет ему было. Меня вызвал секретарь епархии: «Вы же военный священник, а там военный госпиталь. Пойдёте туда служить?» Я согласился.

– До этого, помню, вы в Воскресенском храме служили.

– Да, девятым священником. Хорошая там школа была – и в плане смирения, и духовного опыта. Я ведь 36 лет был настоятелем, благочинным, сам храмы строил, руководил епархиальным отделом и так далее. А тут в 2012 году переехал с Алтая в Петербург и… стал рядовым священником, да ещё в храме с многочисленным клиром. И дело не в маленькой зарплате в 15-16 тысяч рублей, а что служить получалось далеко не каждый день. Но теперь понимаю, что так Господь готовил меня к нынешнему служению.

– Вы что имеете в виду?

– Опыт исповедания, я ведь в Воскресенском соборе постоянно исповеди принимал. До этого у меня было много административной работы, находился в постоянном контакте с архиереем – а тут вдруг я просто священнослужитель! Владыка далеко, знать меня не знает, не нужно бегать решать различные вопросы, перед кем-то выступать – вот алтарь, служи Богу; вот люди Божьи, будь их духовником. Вдруг обнаружил, что духовник-то я никакой. Прежде этим больше батюшки занимались, для которых я был настоятелем, а тут поток людей, каждый со своими бедами, грехами. И вот одиннадцать лет в Воскресенском храме я восполнял в себе этот опыт – чтобы сейчас исповедовать, да и просто по душам говорить с нашими ранеными бойцами.

– С ними тяжело? Послевоенный синдром?

– Слово «после» тут не годится. Они ещё там – на войне. Наш окружной госпиталь имеет высочайший медицинский уровень, и к нам везут самых тяжёлых прямо с фронта. Здесь их приводят в порядок и отправляют долечиваться в уже обычные госпитали. И к нам, как сами понимаете, привозят в состоянии шока.

Представьте, только что его ранило, рядом товарища убило, сам стрелял – и вот он в палате. Без руки, без ноги. Молодой парень, у которого всё впереди, – и вдруг оборвалось. А тут ещё новость, что любимая девушка от него отказалась. Когда он деньги большие получал и подарки ей посылал, было одно отношение, а стал калекой – уже другое. И вот как его поддержать? Как найти в себе душевные силы, жизненную волю, которые бы ему передались? Кстати сказать, супруга моя, матушка Елена, по специальности клинический психолог, очень мне помогает с ранеными. Но одной психологии тут мало, нужен опыт духовничества.

– То есть вы этого опыта набрались, смирившись с тем, что стали девятым священником?

– Смирение, да, понадобилось. Но мне повезло, что настоятель в Воскресенском храме – архимандрит Сергий (Стуров), которого с детства знаю. Представьте, конец 60-х годов, Новосибирск, в кресле сидит архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) – строгий и аскетический такой. Если посмотрите на его фотографии, то у него всегда щёки впалые, большой постник.

И вот мы, детишки, входим, славим Христа: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Затем появляется юный иподиакон, вразвалочку, с такой гусиной походкой – вредные девчонки за это дразнили его: «Га-га-га», – заносит подарки. Владыка торжественно их вручает нам. Так вот этим иподиаконом и был нынешний архимандрит Сергий. Господь сподобил его быть рядом с архиереем – он ведь сам астраханский, а в Новосибирск тогда вместе с владыкой Павлом из Астрахани приехал.

– Получается, и у вас это первый владыка?

– Да, ещё до владыки Гедеона. Великий был человек. Вот немного расскажу.

Новосибирские владыки

– Родился он, когда началась Первая мировая война. В 18-м году его, маленького, родители увезли во Францию, затем в Бельгию. Фактически Россию он не помнил. В 20 лет став иеромонахом, служил в Антверпене. Во время войны принял участие во французском Сопротивлении. Когда в 1946 году умер митрополит Евлогий, решил вернуться на родину предков, благо Сталин свободно принимал тех иностранцев, кто боролся с фашизмом.

Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев)

И вот представьте: человек, выросший совсем в другой среде, хорошо устроенный в жизни, едет в Россию, которую фактически никогда не видел. Но Россия – внутри него, она впитана вместе с русским православием. Едет он прямиком в Троице-Сергиеву Лавру. Там его принимают в число братии, дают послушание проповедника, казначея и назначают переводчиком с французского при Отделе внешних церковных сношений. Священников не хватало, и в 1952 году он становится настоятелем храма во Пскове, а затем сам начинает учить семинаристов, преподавать в Ленинградской духовной семинарии и академии. В 1957 году его возвели во епископа Пермского и Соликамского. В Перми в аэропорту его встречал епархиальный секретарь, он спросил: «Владыка, где же ваши вещи?» Святитель показал на портфель в своей руке: «Я монах, все мои вещи в этом портфеле».

В следующем году на 9 мая, вопреки запрету уполномоченного, владыка Павел провёл торжества в память святителя Стефана Пермского – с огромным стечением народа на службе, с крестным ходом. При нём, что удивительно, на Пермской земле не сняли с регистрации ни одного прихода – все он отстоял. В Москву шли потоком доносы на него, и в 1960 году владыку пришлось перевести на кафедру в Астрахань, а через четыре года уже в Новосибирск.

– Вам тогда сколько лет было? – спрашиваю рассказчика.

– Родился я в Новосибирске в 1961-м, так что рос уже при владыке Павле, который прослужил у нас вплоть до 1972 года. За год до этого владыку пытались отравить, чтобы он не смог поехать на Поместный Собор Русской Православной Церкви. Это был очень важный Собор – третий после Соборов 1917 и 1945 годов. На нём вместе с архиепископом Ермогеном (Голубевым) владыка собирался поднять вопросы об изменениях, которые бы расширили права духовенства в приходских делах, также он был за то, чтобы Патриарха избирать не открытым, а тайным голосованием – то есть выступал за восстановление прежних норм. В день вылета в Москву владыку зачем-то вызвали в КГБ, затем в горсовет – и он не успел отправиться в аэропорт, как почувствовал жжение по всему телу. Вызвал врача, собрался консилиум, который установил, что это отравление химическим веществом, которое проникает сквозь одежду. Так что на Собор владыка поехать не смог. А вскоре власти подставили его, устроив суд над секретарём епархиального управления, который якобы незаконно приобретал стройматериалы для возведения здания управления. Осудили секретаря на пять лет, что было ударом для владыки – подорвало его здоровье.

– Насколько знаю, строительные материалы в ту пору и вправду было просто так не купить, требовались разрешения.

– Да это понятно – всех держали на коротком поводке. Могли смотреть сквозь пальцы на нарушения, а тут решили владыку со света сжить. Из Новосибирска его перевели на Вологодскую и Устюжскую кафедру, где он и года не продержался – местные власти так взвыли, что пришлось Патриархии отправить его служить за рубеж. В 1979 году, 21 января, владыка Павел почил в Брюсселе.

Удивительно вообще, как его в Новосибирске власти терпели! Представьте, какую вещь он придумал. Два раза в неделю после архиерейской службы – всенародное пение акафистов. Затем выходит владыка и говорит проповедь, которая длится… два часа. Говорит о смысле богослужебных действий и песнопений, о Священном Писании, истории Церкви. Под видом проповедей владыка читал христианские образовательные лекции, которые были запрещены в СССР. Эти проповеди-лекции стали очень популярны в городе, в храм потянулась молодёжь, монашество тоже стало возрождаться – и что могли сделать власти? Только устранить святителя.

Но они просчитались – на место владыки Павла прибыл другой святитель, епископ Гедеон (Докукин). Он пошёл ещё дальше. Благословил установить в кафедральном соборе микрофон, с которого на катушечный магнитофон стали записывать его проповеди-лекции о православном учении. Эти лекции расходились по городу как на магнитных лентах, так и в расшифрованных рукописных текстах, из которых составлялись сборники. Библии тогда было не достать, богословской литературы тем более не было, и по этим сборникам люди узнавали о Христе, о православии. Он, в отличие от владыки Павла, был не только молитвенником и поборником чистоты веры, но и умелым организатором. При нём старый деревянный кафедральный собор реконструировали – обложили кирпичом. Всюду он стал строить «крестильные храмы» – будто бы для совершения обряда, а на самом деле в них можно было служить литургию. Всего при нём в епархии за семнадцать лет открылось около полусотни храмов.

Расскажу эпизод, который случился спустя два года после его прибытия. Мой отец до принятия священства много лет был алтарником в кафедральном соборе, а я находился при нём, фактически вырос в алтаре. Детей тогда было запрещено даже в храм приводить, не то что привлекать к богослужению, поэтому мне строго-настрого наказали не выходить из алтаря во время службы, даже выглядывать оттуда. И вот Пасха 1974 года. Прибывает на службу архиерей. Его встречает иподиакон, заводит в алтарь и говорит: «Владыка, у нас второй иподиакон заболел, я один, как теперь быть с Пасхальной службой?» А я в этот момент выглянул из пономарки – помещения, которое напротив ризницы, слева от алтаря. Владыка Гедеон сразу же перстом на меня: «А вот иподиакон». Так в тринадцать лет я стал иподиаконом, а владыка – моим духовным отцом.

– Повезло вам. Родной отец священник, а духовный – аж архиерей.

– Мне с мамой повезло, это она меня в церковь привела. Отец-то этому противился.

– Постойте, вы же сказали, что он священником стал.

– А тут такая история…

Детство и юность

– Семья у нас была многодетной, и всех нас мама, будущая монахиня, крестила и водила на службы. Моей крёстной стала монахиня Феодосия (Рябова), впоследствии насельница Горненского монастыря в Иерусалиме. А духовным отцом мамы был прежний Новосибирский владыка, митрополит Варфоломей (Городцов), который служил у нас с 1943 года до самой смерти в 1956 году. Был он исповедником Христа, не раз его арестовывали, ссылали. В Соловецком лагере особого назначения именно он написал известный акафист святому митрополиту Филиппу, который одобрили находившиеся в СЛОНе епископы.

И знаете, наверное, от него передалась моей маме такая строгая верность православию. Мне в школе очень хотелось стать октябрёнком, носить значок на груди, но мама не пустила в школу, когда одноклассников принимали в октябрята. И меня приняли заочно – домой принесли детскую книжку с приколотой к ней октябрятской звёздочкой. Тут же мама всё это бросила в печку. Позже, когда принимали в пионеры, я уже сам избавился от этого – взял камень и бросил в окно учительской. Был скандал, маме пришлось оплатить вставку нового стекла, и в пионеры меня, как хулигана, не приняли.

Вознесенский храм от нашего дома находился в пяти километрах, и ходили мы с мамой туда пешком. Отец стыдился этого, пробовал маму переубедить, а потом не выдержал, из любопытства сам пришёл на службу, поговорил со священниками – и какой-то переворот в нём случился. Пригласили его пономарить и читать на клиросе – и мама научила его читать по-церковнославянски. Почти двадцать лет он был старшим пономарём в соборе, а потом его рукоположили в священника. Поначалу мама помогала ему готовить проповеди.

– В школе к вашей церковности как относились?

– Школьники меня и моих старших братьев обзывали «попятами», хотя отец ещё не был священником. Учитель географии регулярно, раз в месяц, проводил со мной атеистическую беседу. Спрашивал, не заставляет ли меня мать молиться, мол, я могу написать заявление и её лишат родительских прав. Не понимаю, на что он рассчитывал. Однажды географ не выдержал, закричал: «Миша! Но ведь Бога никто не видел!» А я уже знал, что ему ответить – благодаря занятиям в воскресной школе, которые у нас проводились тайно на квартирах прихожан. И выдал ему: «Совесть и любовь тоже никто не видел. Но они же существуют!»

А однажды я заметил, что одноклассники пришли в храм посмотреть, как я иподиаконствую. Отношение стало меняться к лучшему. И даже учителя порой спрашивали, какого числа в этом году Пасха – якобы кто-то из их престарелых родственников этим интересуется.

– А до иподиаконства вы в храме чем занимались?

– Просто помогал. Ковры пылесосил, подсвечники чистил, даже кадило разжигал. В одиннадцать лет мне доверили на вечерне читать Трисвятое, а в тринадцать я уже и Апостола читал за литургией. Потом владыке прислуживал и всюду его сопровождал. Помню, мы пришли к уполномоченному по делам религии для решения вопроса реконструкции кафедрального собора. Это когда его кирпичом-то обложили. Я сидел в приёмной – а голос у владыки Гедеона был басовитый и раскатистый – и слышал, как он выговаривает уполномоченному: «Вас Господь посадил в это кресло не для того, чтобы вредили народу Божьему, а чтобы помогали ему».

Епархия у нас была огромной. Помимо Новосибирской области, она включала Алтайский и Красноярский края, Томскую и Кемеровскую области, Хакасскую и Горно-Алтайскую автономные области, Тувинскую АССР. И мы с владыкой летали на самолёте с прихода на приход. Поначалу их немного было – всего двадцать шесть на всю эту огромную землю. Там я видел духовенство, которое прошло лагеря, но не было сломлено. На всю жизнь запомнил, как исповедовался отцу Александру Сычугову, служившему в Томске, а до этого в Тюмени, где в своё время он был арестован. Кстати сказать, в 40-е годы он тайно разыскал место хранения спрятанных мощей святителя Сибири Филофея (Лещинского), перед смертью сообщил об этом дочери, и через неё в 2003 году мощи были обретены под полом одного из храмов.

– Дальше как ваша жизнь сложилась?

– Обыкновенно. После школы думал поступать в семинарию, но решил сначала в армии отслужить, поскольку всё равно бы потом призвали. После армии пришёл к владыке Гедеону за благословением. Но он порекомендовал перед поступлением пройти алтарно-клиросное послушание и направил в новокузнецкий храм Архистратига Михаила. Настоятелем там был протоиерей Василий Булгаков – из древнего священнического рода, 400 лет непрерывного служения. Там же познакомился с его дочерью, которая впоследствии стала моей супругой. Настало время подавать документы в Московскую семинарию, и я попросил их отвезти отца Василия, который как раз летел в Москву. В самолёте он встретил игумена Феофана, помощника инспектора Ленинградской духовной академии, и тот предложил, мол, из Сибири давно никто к ним не поступал, давай документы мне. Так я оказался в Ленинградской семинарии. Конкурс был большой, шесть человек на место, и на экзаменах строго спрашивали.

– То есть за вас решили?

– Знаете, в этом был какой-то промысл. Владыка Гедеон ведь тоже с Ленинградской епархией был связан – в 60-е годы служил настоятелем Крестовоздвиженского собора Петрозаводска и был благочинным церквей Олонецкой епархии, которая в ту пору подчинялась Ленинградской епархии. И в монашество его постригал Ленинградский митрополит, владыка Никодим. Он же возводил его в архимандрита и епископа. И вот стал я там учиться. Из Ленинграда мы с другом регулярно раз-два в году ездили в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну (Крестьянкину). Как-то говорю ему: «Батюшка, благословите. Хочу вернуться в Новосибирск, жениться, там рукоположат, и буду служить. А учиться в семинарии буду заочно». Он: «Нет, начал – надо окончить».

И я окончил семинарию с одной тройкой. У моего друга, белоруса (сейчас служит в Бресте), тоже одна тройка была, и тоже по греческому языку. Сказал, что будет осенью пересдавать и поступать в академию. Я за компанию с ним стал зубрить все эти греческие спряжения и склонения – и тоже поступил в академию, хотя и не собирался. «Ладно, – думаю, – поучусь и в Сибирь вернусь, на заочное переведусь».

Прошло два года, и я снова оказался у отца Иоанна (Крестьянкина). И он снова: «Нет, начал – надо оканчивать». Теперь уже академию. К тому времени я уже диаконом был, женился. В 1988 году в мае меня рукоположили во священника и определили служить на Смоленском кладбище в храме, близ которого покоится блаженная Ксения Петербургская. Спустя год приезжаю домой, в Новосибирск, и владыка Гедеон укоряет: «Бессовестный ты, пристроился на тёплое место. Мы тебя послали учиться, бабушки копеечки собирали, чтобы тебя выучить для епархии». Пристыдил. В общем, перевёлся я на заочное обучение, и владыка направил меня служить в город Новоалтайск, где только что открыли приход. Думал, послужу там три годика, а получилось – 23 года.

Лампада церковная

– Храма в Новоалтайске тогда не было?

– Откуда бы он взялся, город образован в 1942 году, а прежде была деревенька Чесноковка. Но молитвенный дом там имелся – на окраине города, где стояли ветхие бараки. Как мне рассказали, их построили ещё пленные японцы в сороковые годы. Под жильё нам с матушкой и ребёнком дали такую же избушку. После Ленинграда всё это было странно. Но горел я тогда идеей «оставить след после себя» – построить храм. Для начала же озаботился миссионерством. Стал издавать газету «Лампада». А название как появилось? Приехал к нам владыка, сидим мы с ним и нашими боголюбивыми бабушками в ветхом молитвенном доме, и он своим раскатистым баском говорит: «И здесь теплится лампада церковная!» Так это запало мне. Позже мы хорошо развернулись в плане миссионерства – построили церковный дом милосердия, в котором по инициативе моей супруги стало действовать сестричество святой блаженной Ксении Петербургской. Но начиналось всё с той «Лампады».

А как первый храм построил? Первым делом вспомнил, что когда-то в Ленинграде, работая в архивах для семинарского диплома, наткнулся на чертежи разных храмов. Среди них были проекты, которые так и не осуществились. Поехал я в Петербург, нашёл те чертежи и выбрал проект храма для города Белостока в Польше, он не был построен из-за начавшейся Первой мировой войны. Храм несколько необычный – с четырёхгранной башней-звонницей. И пять куполов. Большой храм. Скопировал проект, привёз, наши епархиальные архитекторы пересчитали его на современные материалы. Встал вопрос: а как строить? Пошёл к директору завода железобетонных конструкций. Он посмотрел проект, говорит: «Я не верю, что вы, молодой человек, такой храм построите. Но вам буду помогать».

И Геннадий Сергеевич Иванов, Царствие ему Небесное, нам очень помог. Строили мы на песчаной почве, которая быстро просаживалась, поэтому требовался мощный фундамент – и с его завода бетон возили на самосвалах двое суток непрерывно, чтобы даже швов в фундаменте не образовалось. Всего заложили 500 кубов бетона, и ещё он пожертвовал цельные железобетонные изделия. И последнее, чем помог, – сделал взаимозачёт с бывшим военным заводом, у которого имелась камнерезка, чтобы выложить в храме гранитный пол. Храм получился огромный, одна подклеть – в 38 метров. Освятили его во имя Георгия Победоносца, а один придел получил имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. То есть с Петербургом мы и там связь не прерывали.

Храм Святого Георгия Победоносца в г. Новоалтайске. Фото: arkhitektor-sochi.ru

– Военным священником вы уже здесь, в Петербурге, стали?

– Нет, всё началось в Новоалтайске. Рядом с ним, в посёлке Сибирском, стояла 35-я Краснознамённая дивизия Ракетных войск. А я ведь тоже ракетчик по своей армейской специальности – срочку служил на острове Русский в ПВО, был водителем и заправщиком ракет. Познакомился с командиром дивизии, стали они приглашать меня на свои мероприятия. Это был 89-й год, ещё советские порядки, но как-то у нас получилось взаимодействовать.

Уже после 2000-го был такой интересный случай. Комдив попросил освятить подвижный ракетный комплекс «Тополь», с которым предстояло участвовать в проверочных стрельбах. В то время была пора неудачных пусков, о чём писали даже в газетах, и комдив боялся оплошать. Освятил я. На стрельбы приехал сам Путин. И наша ракета попала точно в цель – стреляли куда-то в сторону Сахалина. Путин поблагодарил комдива, сказал: «Просите что хотите». А тот: «Хочу в академию поступить». Ему уже было 42 года, а туда принимали только до сорока. Тут же рядом стоял главком РВСН Соловцов, и Путин ему: «Решите вопрос». И наш комдив окончил академию, стал генералом. Сейчас он начальник суворовского училища в Перми.

А с главкомом Николаем Евгеньевичем Соловцовым я потом подружился. Что интересно, прежде он тоже был комдивом нашей 35-й дивизии. Он поведал такой случай. К нам под Новоалтайск он прибыл с дивизией в 1984 году. Пока строили казарму, солдаты жили в землянках. «И вот как-то ночью я проснулся, – рассказал он, – не могу уснуть, хоть тресни. Чувствую, мне надо что-то сделать. Оделся, решил сделать пробежку по расположению части. Ночью-то. Бегу мимо казармы. Она была уже почти готова, только отделочные работы внутри. И вдруг в голову втемяшилось и дал команду всем: “Подъём!” Приказываю личному составу из землянок переселиться в казарму. Приказал, пошёл дальше спать. Утром прибегает заместитель: “Николай Евгеньевич, одна из землянок обрушилась!” И что самое интересное, всё это произошло когда? В день памяти Николы Чудотворца!» Вот так небесный его покровитель спас и людей, и самого комдива – тогда бы не стал командующим РВСН и вообще могли под суд отдать за преступную халатность. Вообще он верующий человек, при этом профессор, академик, доктор военных наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Мы с ним до сих пор дружим. Однажды я приезжал к нему во Власиху, где находится командование ракетными войсками, и он там познакомил меня с отцом Михаилом Васильевым, который стал для меня образцом военного священника. Отец Михаил прошёл все горячие точки, в ВДВ его любили и называли «десантным батюшкой». Однажды перед боем крестил шестерых десантников одной неполной бутылкой минеральной воды – другой воды на позиции не было. Такой простой, прямой человек. И скромный. Однажды мы приехали в Москву на сборы военных священников, прошли занятия, выходим из воинской части – а мест в гостиницах нет. Подходим к отцу Михаилу, поскольку он был заместителем отца Димитрия Смирнова, который тогда возглавлял военный отдел: так и так, не знаем, где ночевать. И отец Михаил говорит: «Поехали ко мне домой, я вас устрою». «Ну, – думаю, – это лучше гостиницы – в апартаментах московского батюшки, поди пятикомнатная евроквартира». Приезжаем на какую-то окраину. Там двушка в хрущёвке. Четверых из нас батюшка положил в большой комнате, троих – на кухне, а сам с супругой и детьми, которых было трое или четверо, поместился в малой комнате. И знаете, не было чувства стеснения, так по-простому всё. Утром кушали какую-то вермишель с маслом.

– Это тот отец Михаил Васильев, которому присвоили звание Героя России?

– Да, посмертно. Он под Херсоном погиб в ноябре 2022-го. Вот от него я получил представление, каким должен быть военный священник. Сам-то я вроде бы к этому и не стремился, просто дружил с военными. Когда образовалась Барнаульская епархия, новый мой владыка увидел это и назначил меня возглавить военный отдел – больше и некому было этим заниматься. В каждой войсковой части требовалось организовать молитвенные комнаты и приходы. И вот ездил я по всему Алтайскому краю и Республике Алтай, куда только не забирался! Одна поездка могла занять целую неделю. И ещё поручили системой УФСИН заниматься, поскольку там тоже есть военные, внутренние войска.

– В итоге сколько приходов вы открыли?

– Семнадцать.

– Именно военных?

– Нет, обычных. Военных я не считаю – там общины с молитвенными комнатами или храмами появились во всех войсковых частях. Мы создали такую систему, что священники, живущие рядом с частями, стали их духовно окормлять.

Как-то я возомнил о себе: эка, сколько храмов построил! Исповедался в этом нашему духовнику, протоиерею Михаилу Михайловскому, настоятелю храма Михаила Архангела в Рубцовске – очень строгому батюшке, фронтовику, после войны репрессированному за веру. Он: «Кто? Ты построил? Бог строил, а ты мешал Ему только. Без тебя бы Бог лучше построил».

Перед возвращением в Петербург хотелось мне в Новоалтайске поставить храм Архангела Михаила, своего небесного покровителя. И ведь как получилось – очень легко, за два года он поднялся, хотя для Георгиевского храма мы восемь лет средства собирали. Есть у нас в городе большой вагоностроительный завод, и его купили бизнесмены из Кузбасса. А владыка на Кузбассе – архиепископ Софроний (Будько), мой давний духовник. Он был настоятелем кафедрального собора в Новосибирске, когда деревянные стены-то камнем обкладывали. И так всё сложилось, что кузбассцы поддержали мою просьбу и взялись построить храм. При мне на него купола поднимали, а на освящении я уже не был, уехал. Но сердце радовалось – такой красивый собор остался Михаила Архангела.

Новоалтайск храм Архистратига Михаила. Фото: diamondsteel.ru

В чём наша сила

– Почему вы вернулись в Санкт-Петербург?

– Господь так управил, что военный отдел у нас окреп, моё участие не стало столь важным. А супруга чаяла вернуться в город нашей молодости. Здесь у нас сын оканчивал духовную семинарию, и его собирались рукополагать. Познакомился он с местной девушкой, дочерью священника, и было понятно, что останется здесь служить. Так потом и получилось – он служит у Ксении Блаженной, где я в своё время начинал. Только не на Смоленском кладбище, а на Лахтинской улице, в храме на месте дома блаженной… И в 2012 году мы переехали.

В 60-летний юбилей с семьей. На переднем плане – сын о. Михаила, о. Кирилл

Здесь, в Петербурге, взял я дореволюционную карту города с отмеченными на ней православными церквями – вместе с домовыми их было около полутысячи! – и сравнил с нынешней картой, где этих храмов уже нет. И приглянулся мне Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка, прежде стоявший напротив Витебского вокзала. Посмотрел картинки – красивый.

Введенский собор в XIX веке. Литография по рисунку И. И. Шарлеманя

И так совпало, что в том же 2012 году наш Президент выдвинул идею возрождения Семёновского и Преображенского полков, детищ Пётра Первого. Спустя год-два эти полки появились. Логично бы и храмы их восстановить. Мы с архимандритом Сергием написали прошение на имя митрополита, и в 2013 году был зарегистрирован приход возрождающегося Введенского собора, а меня назначили настоятелем.

– А прихожане кто?

– Костяк – из нашего храма Воскресения Христова. Потом и другие православные присоединились. Это дело поддержали и преподаватели нашего Суворовского училища. Важно что: под фундаментом разрушенного храма остались захоронения воинов Семёновского полка, в том числе князя Петра Волконского, героя Аустерлицкого сражения, с которого Лев Толстой, по всей видимости, списал образ князя Андрея Болконского. Он, кстати, и был шефом строительства этого храма. Прежде там, у Семёновского полка, стояла деревянная церковь, а когда напротив построили роскошный Николаевский вокзал, ныне Витебский, царь Николай I увидел, что надо бы и храм сделать каменным, и поручил князю Волконскому сделать всё в лучшем виде.

Среди похороненных там и командир Семёновского полка Георгий Мин, которого на глазах жены и детей застрелила эсерка Коноплянникова за то, что Семёновский полк подавил в Москве революцию 1905 года. Там же лежит командир полка Сергей Соваж, герой Первой мировой войны – он лично повёл в атаку солдат, когда полк обошли с флангов, и сумел организовать наступление. Ещё там похоронены другой комполка и рядовые чины. Мы их поминаем, молимся в часовне Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая устроена при Военно-медицинском музее – в нескольких шагах от Введенского сада, где стоял собор. Там же рядом больница № 3, при которой также действует часовня, и мы туда ходим. Вот на днях пойду в комитет городской архитектуры – насчёт отвода земли под часовню Александра Невского на месте собора. Закладной камень там уже есть.

– Сам собор строиться будет?

– Вопрос решается. Проблема в том, что храм огромный – он почти в два раза больше даже нашего Воскресенского у Варшавского вокзала. Если воссоздавать его точь-в-точь, на чём настаивают архитекторы города, то крыльцо его выдвинется на проезжую часть Загородного проспекта, который в советское время расширили. И придётся, наверное, храм сместить вглубь Введенского сада или крыльцо встроить внутрь здания. Ещё проблема со станцией метро – как понимаю, придётся переставлять эскалатор в другое место.

Тема Введенского собора сейчас неразрывна с возможной канонизацией Александра Суворова, который вышел из Семёновского полка. Откуда его непобедимость? Она основывается на глубокой религиозности полководца. Это у него было с детства – мама постоянно брала его на моления и в паломничества к святыням. Но много дал и Семёновский полк, в котором, в отличие от Преображенского, был упор на духовное воспи-тание и образование. Нижних чинов в нём учили грамоте, была большая библиотека, которая потом стала основой библиотеки Генерального штаба.

– Думаете, Суворова канонизируют?

– На недавних Рождественских чтениях это активно обсуждалось. Наверное, всё решится в нынешнем или будущем году. А вопрос был поднят нашим Святейшим Патриархом ещё в августе прошлого года на заседании Священного Синода, который проходил здесь, в Петербурге.

– В зону СВО вы не ездили?

– Пока нет. Было дело ещё в Новоалтайске, когда у начальника УФСИН спросил, можно ли с их ОМОНом в Чечню поехать. Передал это супруге, она сразу: у тебя же маленький ребёнок, не пущу! Тут мне сообщают, что можно ехать в командировку. Честно сказать, мандраж начался. Иду домой, думаю: «Ну, сейчас моя матушка упрётся, скажет, что архиерею нажалуется, и никуда я не поеду». И от этой мысли успокоился. Прихожу, говорю. Она: «А когда поездка, что собирать нужно?» И деваться было некуда – поехал. А потом ещё и ещё. Познакомился там с командующим Объединённой группировкой войск генерал-полковником Барановым, и меня пускали всюду к солдатам, в самые опасные места. Некоторые думают, что побывавшие на войне возвращаются туда из-за адреналиновой зависимости. Это не так, там другое. А именно – чувство сопричастности и радости, что ты вместе с защитниками Родины, чувствуешь себя при настоящем деле.

– Среди раненых здесь, в окружном госпитале, верующих много?

– Да почти все, только верят и благодарят Бога по-разному. Есть те, кто сетует, почему меня Бог не спас. Обычно это ребята с не столь тяжёлыми ранениями. А тяжелораненые, наоборот: «Батюшка, чудо совершилось, я жив!» Говорят, мол, молился, а рядом там погиб, там погиб, а я живой! Таких историй наслушаешься, Господи… впору самому плакать от радости.

Все верят. В Новоалтайске меня постоянно приглашал к себе совет ветеранов Великой Отечественной войны. И каждый раз их председатель говорил мне: «Имейте в виду, Михаил Семёнович, я атеист!» А я отвечал: «Василий Фёдорович, вы не представляете, какой вы верующий человек! Я, может, раньше вас умру, а вот когда вы глазки закроете, то откроются глаза духовные и увидите Господа. И Он скажет: “Иди сюда, Василий Фёдорович, и вечно радуйся со Мной, потому что ты жил, как Я, жертвенно”». И знаете, со временем ветераны стали в церковь приходить, а потом я уже и причащал их. Но старички продолжали ворчать: «Вот почему ваш Патриарх обнимается с этим пьяницей, предателем Ельциным?» Отвечал им: «Да потому что, если бы не обнимался, Ельцин был бы ещё хуже».

Жертвенность – это чистое христианство. Не так давно в экипаж крейсера «Аврора» пришло молодое пополнение, и я уже не раз встречался с ними, поскольку назначен помощником командира бригады строящихся кораблей и все военные корабли, что на стоянке в Санкт-Петербурге, на мне. Там, на крейсере, восстановили храм, но он как бы музейный, только иконостас поставили, престола нет, и встречались мы в кают-компании. И вот о православии я им рассказывал на примере жертвенности схимонаха Андрея Осляби. Перед Куликовской битвой против него выехал на коне берсеркер Кочубей в два метра ростом и с копьём, которое было на полтора метра длиннее. Как такого свалить своим копьём? Только один способ, совершенно безумный: наколоться на его копьё и, будучи пронзённым, приблизиться и ударить. И Ослябя повалил Кочубея, будучи уже мёртвым. Но умер ли он на самом деле? У Бога смерти нет! Как поётся в Пасхальном каноне, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

В этом наша сила. Как говорил полководец Суворов, «молись Богу – от Него победа. Бог наш генерал, Он нас и водит». И ещё: «Мы русские – какой восторг!» Недавно наш прихожанин Михаил Аникин написал мне стихи на эти слова, вот прочитаю их в заключение:

Какое счастье жить в России!
Мы русские – какой восторг!
Пускай идут дожди сплошные –
Какое счастье жить в России,
Ведь здесь намного ближе Бог.
Как хорошо с лицом открытым
Шагать в рассвет своей тропой
И знать, что все мы не забыты
В той Книге жизни, где Любовь.

Корреспондент: Михаил Сизов

https://vera-eskom.ru/2024/08/tam-gde-namnogo-blizhe-bog/

Похожие Posts

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым. Это надо – живым!
Новости

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым. Это надо – живым!

22.06.2025
Духовное путешествие в глубины истории
Новости

Духовное путешествие в глубины истории

17.06.2025
35 лет со дня прославления праведного Иоанна Кронштадтского
Новости

35 лет со дня прославления праведного Иоанна Кронштадтского

14.06.2025
Сила молитвы и единства в День Святого Духа
Новости

Сила молитвы и единства в День Святого Духа

09.06.2025
Праздник Святой Пятидесятницы
Новости

Праздник Святой Пятидесятницы

08.06.2025
С Днем Ангела, дорогая матушка Елена!
Новости

С Днем Ангела, дорогая матушка Елена!

03.06.2025

ПОДАТЬ ТРЕБУ ОНЛАЙН

МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ НА ПРИХОДЕ


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ВОССОЗДАНИЕ ВВЕДЕНСКОГО СОБОРА ЛЕЙБ-ГВАРДИИ СЕМЕНОВСКОГО ПОЛКА»

ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ

<< Июль 2025 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Дни особого
поминовения
усопших 2020

9 февраля

22 февраля

14 марта

21 марта

28 марта

28 апреля

9 мая

6 июня

7 ноября

Среда, 16 июля 2025 г. (3 июля ст.ст.)
Седмица 6-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца (1652)
Мч. Иакинфа (108)

Икона дня

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,
К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Я


СВЯТЫЕ

А,Б,В,Г,Д,Е,З,К,Л,
М,Н,О,П,Р,С,Т,
У,Ф,Х,Ш,Ю,Я

ДУХОВНАЯ
ИЕРАРХИЯ

Loading

ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАТЕХИЗИС

Цитата

«Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России!»

Праведный Феодор Ушаков


  • Главная
  • Новости
  • О храме
  • Семеновский полк
  • Воссоздание
  • Богослужения
  • СМИ о нас
  • ГАЛЕРЕЯ
  • Контакты

© 2018 Введенский Собор. Все права защищены.

No Result
View All Result

© 2018 Введенский Собор. Все права защищены.

Login to your account below

Forgotten Password?

Fill the forms bellow to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In