В канун праздника Богоявления, 18 января, митрополит Санкт-Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель протоиерей Геннадий Бартовс клиром и другие священнослужители.
Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.
«Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением, — сказал владыка. — Мы — люди воцерковленные, читали Евангелие, многие бывали на Святой земле, в том числе на Иордане, где происходили евангельские события, которым посвящен нынешний праздник. Мы знаем, что Господь по достижении 30-летия явил Себя народу как Мессия, Спаситель рода человеческого. В те времена Иоанн Предтеча недалеко от местечка Вифавара совершал крещение покаяния. К нему приходили люди, он заводил их в Иордан, они стояли в воде по шею, исповедовали грехи, и он окунал каждого в воду с головой. И вот, незаметно подошел к этой толпе плотник из Назарета. Иоанн Предтеча узнал в Нем Того, Кого долго ждал и о Ком говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Mф. 3:11). Подошел Иисус, и Иоанн Предтеча спрашивает: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Mф. 3:14). Иисус же Своим ответом дает понять, что не нужно упражняться в смирении, а нужно исполнить волю Божию. Господь принял Крещение от Иоанна, тотчас вышел из реки, совершил молитву Отцу Небесному, испросив помощи и благословения. И тут небеса открылись, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и голос с небес возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Mф. 3:17).
«Господь тотчас ушел оттуда в Иудейскую пустыню, на гору, которая именуется теперь Горой Искушений, и там провел сорок дней и ночей, ничего не вкушая, в молитвах и беседах со Своим Отцом, — продолжил архипастырь. — Спаситель отверг все искушения диавола, а затем, по прошествии сорока дней, вновь пришел на Иордан. И здесь уже Иоанн принародно засвидетельствовал: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (ИH. 1:29). Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, и Господь тоже говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Mф. 4:17).
«Чтобы стяжать Царствие Небесное, необходимы покаяние и вера. Покаяние — это оставление всех грехов: с ними в Царствие Небесное войти нельзя. Вера должна быть подкреплена добрыми делами. Вот о чем говорили и Иоанн Предтеча, и Господь», — подчеркнул правящий архиерей.
«Этим праздником мы заканчиваем период святок и уже со следующего воскресенья начинаем подготовку к Великому посту, где центром нашей проповеди будет покаяние. Хотя все мы крещены, часто грешим, не соблюдаем заповеди Божии. Нужно войти в состояние покаяния, святые отцы называют его вторым крещением. Мы должны очищать душу исповедью, тогда будем идти по пути, который Господь для нас наметил, — по пути в Царствие Небесное», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
За усердные труды во благо Святой Церкви и в связи с 65-летием протоиерей Геннадий Бартов был награжден медалью «Патриаршая благодарность».
Медали в память 100-летия восстановления патриаршества были вручены протоиереям Павлу Фееру, Михаилу Погиблову и благотворителям храма.
Верующим раздали иконки преподобного Силуана Афонского с благословением русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
Походный храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящен в 1733 году. Деревянный храм на этом месте появился в 1756 году. После наводнения 1824 года зодчему Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма. На закладке присутствовали императрица Мария Феодоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство велось на средства императора Николая I и казенные деньги. В 1835 году храм освятили. 15/27 февраля 1867 года в соборе венчались Федор Достоевский и Анна Сниткина. В 1928-1938 годах он был кафедральным. Затем закрыт и сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В послевоенные годы здание использовалось как склад. Собор возвращен Церкви в 1990 году. Восстановление федерального памятника архитектуры шло с 1991 года. Реставрация затянулась из-за пожара, возникшего в августе 2006 года на большом куполе, и завершилась к 2017 году.