Ангельская
иерархия
Ангельская иерархия — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, в христианстве, в частности разработанное на основе принципа триадического построения. Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в разные времена.
Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (БЫT. 1:1). Изначально все ангелы были созданы добрыми. Впоследствии некоторые ангелы злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению. После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу.
Ангелы — духи бесплотные. Слово «ангел» значит «вестник». Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные могут влиять на мир вещей и на человека, но только выполняя волю Господа. Ангелы не имеют определенного пола и не знают человеческих искушений.
Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда Бог посылал их к людям возвестить Свою волю. Настоящий вид ангела способен испугать, ослепить или лишить человека дара речи. Поэтому в истинном обличье они предстают только перед праведниками или людьми, чья вера особенно сильна. К обычным людям они являются в том облике, который можно воспринять безболезненно и легко. В иконописи их изображают условно, подобными юношам с большими крыльями за спиной.
Бестелесными ангелы называются в сравнении с человеком. Ибо в сравнении с Богом все оказывается грубым и вещественным. Только Бог всецело невещественен. Будучи бесплотными, ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать. Священное Писание изображает ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Они не могут находиться в одно и то же время и на небе, и на земле. По своей природе ангелы бессмертны, однако их бессмертие зависит, как и бессмертие человеческих душ, от воли и милости Божией.
Всей сущностью своею ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором находятся, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем.
Среди ангелов небесных есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика святого апостола Павла – страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию святого Дионисия, небесная иерархия имеет три степени (высшая, средняя, низшая), в каждой из которой три чина, соответственно, всего девять духовных сущностей.
Высшая иерархия — Серафимы, Херувимы и Престолы.
Средняя иерархия – Господства, Силы, Власти.
Низшая иерархия – Начала, Архангелы, Ангелы.
Самые высшие ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие ангелы, чей чин в небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например, охраняют людей.
Ангельские чины подчиняются один другому и пребывают в совершенном согласии. И хотя чины и лики ангельские имеют свои названия, все они называются общим словом ангелы.
Над всеми девятью небесными чинами ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.
Архистратиг Михаил во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра денница и сокрушилась на земле». Говоря так ко всему собору ангелов, он, стоя впереди, начал с Серафимами и Херувимами и со всеми Небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!»
С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, практически у всех народов мира.
Существуют молитвы ангелам, архангелам и всем небесным бесплотным силам на всякий день седмицы. Слова, обращенные к ангелам, помогут укрепить тонкую энергию духовного мира. Ежедневное прочтение молитвы поставит сильную защиту от зла и проблем. Их составляли проповедники, учитывая духовную энергию каждого дня недели. Каждым днем правит определенный ангел, и его сила поможет вам достичь единства с божественным началом.
ВЫСШАЯ ИЕРАРХИЯ
Высшая иерархия — Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, «как бы в преддвериях Божества», у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете
СРЕДНЯЯ ИЕРАРХИЯ
Средняя иерархия – Господства, Силы, Власти – постоянно просвещается светом Божией Мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо Мудрость Божия беспредельна. Это просвещение – не умственного характера, а созерцательного. То есть ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную Мудрость Божию.
НИЗШАЯ ИЕРАРХИЯ
Низшая иерархия – Начала, Архангелы, Ангелы – есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом, помогают нам совершенствоваться.
Небесным Началам Бог поручил управление мирозданием и охрану всех царств, государств, народов, племен и языков. Каждая страна, каждый народ и племя имеют определенного приставленного к нему ангела из чина начал для руководства, охраны и вразумления. Начала – это своеобразные ангелы-хранители, но не для одного человека, а для определенной группы.