Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия — торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.
Праздник Торжества Православия возник в 843 г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787 г.), но содержа-ние его гораздо шире.
С начала христианских времен учение о почитании святых образов на иконах не подлежало изменениям, но в VIII веке из Греции по христианскому миру распространилась ересь иконоборчества. В этой ереси утверждалось, что изображения, которые были на иконах, – идолы, и те, кто поклоняются иконам, самые настоящие идолопоклонники.
Для Церкви наступили тяжелые времена гонений, которые порой были даже страшнее, чем гонения от язычников. В течение более ста лет из храмов изымались иконы, еретики забирали и уничтожали мощи святых и другие святыни. У людей отобрали возможность молиться перед ликами Спасителя и Богородицы, а тех, кто прятал от гонителей святыни, сажали в тюрьмы, мучили и казнили. В 787 году на VII Вселенском Соборе почитание икон было вновь восстановлено, но вражда между христианами и еретиками все еще продолжалась, конфликты случались, но гонения стали понемногу ослабевать. Так продолжалось еще довольно долгое время, пока к власти, после смерти императора Феофила в 842 году, не пришла его супруга Феодора. Она еще при жизни своего мужа пыталась повлиять на него и ослабить гонения на христиан. Перед самой смертью Феофил издал закон о прекращении гонений, и верующих стали выпускать из темниц. А в 843 году на особенной службе в Софийском соборе императрица Феодора объявила иконоборцев еретиками, а иконопочитание было восстановлено. Это торжественное событие произошло в первое воскресенье Великого поста. Было установлено особое праздничное богослужение и особый чин, названный Торжество Православия.
С того времени в первое воскресенье Великого поста повсеместно совершаются праздничные богослужения. На службе этого дня прославляются все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы — защитники Православия.
Особое место в службе занимает чин анафематствования. С церковной точки зрения анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») — не проклятие, а отлучение от церкви людей, нарушающих веру и единство Церкви, которые могут увлечь за собой по ложному пути других христиан. При этом отлученные могут в любой момент покаяться и вернуться обратно. Священнослужители обращают внимание, что факт выбора человеком пути, отличного от пути церковного, ни в коем случае не переводит его в разряд плохого. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием и поэтому есть случаи, когда потомки тех, кто подвергся анафеме, ходатайствовали об ее отмене и получали одобрение. При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.
Чин Торжества Православия в России был введен в XIV веке, он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение вечной памяти всем защитникам Православия.