Каждая неделя Великого поста имеет свое особое название, связанное с событиями их жизни Иисуса Христа, святыми великомучениками и чудотворцами.
Третья неделя Великого поста отмечена в церковном календаре как Крестопоклонная. Словом «неделя» церковь называет воскресный день, поэтому сам праздник отмечается в этом году 31 марта, а следующая 4-я седмица Великого поста называется Крестопоклонная. Накануне праздника, на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Крест и совершается поклонение, сопровождаемое особым песнопением: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение Твое славим».
Богослужения Крестопоклонной седмицы пронизаны духом преклонения перед Крестом Господним, перед Его Великим Подвигом. Ведь именно на Кресте Богочеловек Иисус Христос принял добровольную смерть за наши грехи, впоследствии восстановил поврежденное человеческое естество – воскрес из мертвых, победив смерть. Тем самым для нас вновь открылся путь к утраченному раю, путь к нашему Создателю, возможность воссоединения с Ним. И этот путь – следование за Сыном Божиим Иисусом Христом, что пришел в мир для того, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин .3:15).
Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан. Оно было установлено для поддержания в середине поста духовных сил верующих, чтобы воодушевить постящихся и укрепить их решимость соблюдать пост.
В пост мы призваны к борьбе со злом внутри нас, чтобы Бог, увидев наше благое произволение, через наше участие в Таинстве Покаяния очистил наши согрешения, пришел и вселился в нас, и обитал в нас как в храме. По слову апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Kор. 6:19).
Утвердимся же и мы во Господе, пусть укрепит нас Сила Животворящего Его Креста, оградит нас от всякого зла и проведет Великопостным путем, дабы мы подобно блудному сыну вернулись к своему Небесному Отцу и неосужденно восславили грядущее Светлое Христово Воскресение.
Проповедь св. праведного Алексия Мечева.
Слово в Неделю 3-ю Св. Четыредесятницы
Ныне вспоминаются страдания Спасителя на Кресте, а читаемое ныне Евангелие указывает на Крест, как на орудие нашего спасения. Посмотрите, дорогие, какой скорбный и тяжелый путь Христос Спаситель наш должен был пройти, пока Он, выйдя из судейского дома Пилата, дошел до Голгофской горы. Длинен этот путь: сначала идет Он долиною, а затем поднимается по скалистой почве на гору, и по этому скорбному пути Христос должен нести на Себе огромный Крест Свой. Какую боль причинял этот Крест телу Иисуса, покрытому кровью и ранами, вследствие бичевания Его во дворе Пилата!.. Но посмотрите, с какой радостью несет Он Крест Свой, с каким терпением. Его бьют, смеются, издеваются над Ним, но Он молчит и открывает уста Свои только ради утешения других: Он утешает скорбящую Мать Свою, Он утешает Иерусалимских жен, которые с плачем провожают Его на Голгофу.
Для чего же Он, Сам Бог и Царь мира, так терпеливо, даже с весельем пронес Крест Свой? Не для того ли, чтобы и мы терпеливо и радостно несли свой крест. Конечно, нам уже не снести того тяжелого Креста, который нес Христос на Голгофу: мы скоро упадем под бременем его в самом начале нашего пути. А потому Спаситель, зная нашу немощь, – и души и тела, – сказал: «Кто хочет идти по Мне, пусть возьмет крест свой и по Мне идет» (Mк.8:34), то есть, возьми крест по силам, какой ты можешь донести, при Его содействии и при помощи других, до Голгофы твоей, или до могилы.
Поверьте, Господь ни на кого из нас не посылает таких тяжких искушений, которые могли бы превышать меру нашего терпения. А между тем мы постоянно ропщем в жизни и на Бога и на людей. Малейшая неудача повергает нас в отчаяние, мы совершенно падаем духом, – а всему причиной – наше малодушие и маловерие или даже безверие.
Один инок был любим пятью старцами, но не нравился одному, который и старался оскорбить его разным образом. Инок вышел из терпения и, оставив обитель, удалился в другую. Там восемь человек обходились с ним дружески, а два ненавидели. Инок ушел оттуда в третий монастырь; во там семь только братьев изъявляли к нему некоторое расположение, а пять смотрели на него с большим неудовольствием. Инок решился искать нового убежища. На пути инок раздумывал о своем несчастии и ужасался, воображая, что с ним случится везде то же самое: он искал средства, как бы ему ужиться на одном месте, и после долгого размышления нашел. Это было терпение. Обрадовавшись счастливой мысли, он взял свиток бумаги и написал: терпи! Потом вошел в первый монастырь, который ему встретился. Тут случалось нередко доброму иноку принимать досады не только от одного или двух, но иногда и от всей братии; однако, он, дав обет Богу, никогда не хотел нарушить его; никогда не покушался даже в мыслях переменить свое место, и когда весьма чувствительно кто-нибудь огорчит его, он только вынет из-за пазухи свиток и прочтет: «Во имя Иисуса Христа Сына Божия терплю», – и после этого успокоится. Таким образом, добродетельный инок проводил всю свою жизнь спокойно (Училище благочестия).
Научимся и мы, дорогие, без ропота переносить всякие невзгоды в нашей жизни, вооружимся христианским терпением! Только тогда мы будем носить имя истинных рабов Христа, потому что крест есть наша доля, наша участь на земле. Без креста нет пути на небо: только тем людям и принадлежит небо, которые следуют за Иисусом Христом по тому пути, пo которому Он прошел, – а это и есть путь креста.
Припадем же к животворящему Кресту Господню и из глубины сердца своего воскликнем: Слава, Господи, Кресту Твоему честному! Аминь.