После Великого поста к верующим приходит долгожданный праздник — Светлое Воскресение Христово. Традиционно Пасху отмечают за семейным накрытым столом с крашеными яйцами и куличами. Но многие петербуржцы встретят праздник уже в ночь на 28 апреля — в храмах города, участвуя в праздничном богослужении и в крестном ходе. При этом не у каждого православного петербуржца имеется церковь «в шаговой доступности». О том, как встречать праздник, сколько необходимо нашему городу храмов, как искать путь к Богу, рассказывает сегодняшний гость редакции — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
— Владыка, если позволите, первый вопрос о делах насущных — строительных. Сколько новых храмов за прошедший год — от Пасхи до Пасхи — было освящено в Санкт-Петербурге? Какие храмы в этом году будут открыты?
— Всего девять храмов, одни новые, другие возвращенные. Два из них — новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове и исторический Троице-Измайловский собор — освятил Святейший Патриарх Кирилл.
В этом году готовятся к освящению восстановленный собор Воскресения Христова Новодевичьего монастыря и храм блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице.
Интересная история с храмом блаженной Ксении. Он построен на улице, где когда-то жила святая с мужем, более того, на том самом месте, где, по-видимому, стоял ее дом — во дворе, между домами № 15 и 19. Приход был зарегистрирован в 2002 году, и с тех пор велись работы по строительству храма. Летом мы планируем его освятить. Идея его возведения принадлежит отделению Всероссийского общества инвалидов Петроградского района. Многие верующие этой организации с трудом посещают обычный храм, а в этом будет создана доступная для них среда — с лифтом, пандусами и другими приспособлениями.
Возводится и храм Рождества Христова на Песках — исторический, построенный специально для строителей имперской столицы в слободе, где они когда-то жили. По его названию целый район и окрестные улицы именовались Рождественскими. После революции храм разрушили до основания, а улицы переименовали в Советские.
В этом храме получали благословение на свою деятельность архитекторы и строители города. У него богатая история, и воссоздание Рождественской церкви на Песках — дань исторической справедливости. Место, которое многие годы было запущенным сквером, уже следующее поколение будет воспринимать таким, каким оно должно быть. Петербуржцы, особенно жители этого района, скоро увидят, как все здесь преобразится с возвращением храма.
— Известна ваша фраза: «Много храмов не бывает». Однако некоторые горожане задают вопрос о слишком большом, по их мнению, числе строящихся церквей.
— Задают такие вопросы обычно те, кто в храмы не ходит. Если на 100 тысяч жителей один храм, а сейчас у нас именно такое соотношение, это «много», тогда даже не знаю, о чем можно говорить. Когда мы открываем какой-либо храм, туда начинают приходить люди, которые другие храмы раньше не посещали. Получается, что новые храмы наполняются прихожанами, а в старых их меньше не становится. Возможно, работает принцип шаговой доступности. Пока такая картина будет наблюдаться, храмов много не будет.
Проблема в другом, и мы о ней говорим на всех уровнях власти. При разработке градостроительных планов районов не учитывается, что в новых жилых кварталах, которые представляют собой город в городе, не отводится место для строительства храма. Но как быть верующим? Ехать всей семьей в центр города, чтобы помолиться? Это неправильно. А потом возникает проблема с выделением в уже сформировавшемся жилом массиве участка для церкви. Ее бы не возникало, если бы тема религиозных объектов учитывалась в градостроительной политике, которая разрабатывается на десятки лет вперед.
— Между тем в Санкт-Петербурге восстанавливают и прежние соборы. Какие еще храмы ждут воссоздания? Насколько реалистично восстановление храмов на Сенной площади, у БКЗ «Октябрьский»?
— Если у кого-то есть возможность и желание восстанавливать разрушенные храмы, такое дело будем только благословлять и поддерживать.
Идея воссоздания святынь — это прежде всего восстановление исторической среды Санкт-Петербурга — уникального города, охраняемого ЮНЕСКО. Утраченные храмы являлись главными градообразующими элементами ансамблей прошлого, и их утрата не позволяет увидеть город во всей полноте. Сегодня для этого необходимо было бы воссоздать такие храмы, как Троице-Петровский собор — памятник деревянного зодчества на Троицкой площади, Спас-на-Сенной — возрождение этого храма уже началось, есть проект. Для продолжения необходимо провести сложные работы по демонтажу временного павильона и реконструкцию технических помещений метро.
Еще одна святыня, требующая воссоздания, — это церковь святого апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Пушкарской улице, на ее месте в сквере стоит памятный крест. Памятный знак установлен также на месте взорванного храма Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка, построенного по проекту Константина Тона. Все эти храмы были не только выдающимися архитектурными зданиями, но и памятниками, связанными с важными событиями истории Российского государства. К сожалению, уже не представляется возможным восстановить храм великомученика Димитрия Солунского, БКЗ «Октябрьский» полностью занял его место, а ведь этот храм был фактически дипломатическим представительством Греции в северной столице.
— Известно, что в приходах Санкт-Петербургской епархии уделяют много внимания социальной работе. Расскажите о наиболее важных ее составляющих.
— У нас действуют шесть координационных центров по работе с алко- и наркозависимыми, с сиротами, глухими и слепоглухими, с другими нуждающимися в попечении. В августе прошлого года была создана школа приемных родителей, которая помогает устраивать в приемные семьи детей с ограниченными возможностями, ведется пастырское окормление замещающей семьи.
В марте прошлого года были созданы епархиальный центр защиты материнства и приют «Маленькая мама». Центр помогает женщинам, пережившим насилие в семье, несовершеннолетним беременным и молодым женщинам, освободившимся из мест заключения. Приют создан для несовершеннолетних беременных, отказавшихся делать аборт и вступивших из-за этого в конфликт со своим окружением. Сотрудники центра взаимодействуют с органами опеки, помогая молодым матерям получить жилье, работу, устроить малышей в ясли. В приюте способствуют налаживанию отношений между молодыми мамами и родителями.
Увеличилось количество членов обществ и братств трезвости, которые действуют во многих приходах. Более 80 человек прошли реабилитацию по программе борьбы с наркоманией и алкоголизмом в дневном стационаре «Лавра».
Почти во всех больницах у нас есть храмы или молитвенные комнаты с регулярными богослужениями, где священники беседуют с пациентами, совершают требы. Действует акция «Народный обед» для помощи малоимущим семьям, людям в трудной жизненной ситуации.
— Несколько лет назад в Санкт-Петербургской епархии, как и в других епархиях страны, появились так называемые военные отделы. Это дань церковным традициям XIX века? Насколько важно присутствие священников в армейских частях, на кораблях?
— Священников в войска стали приглашать еще в 1990-е годы на замену ушедшим замполитам и воспитателям. Идеология рухнула — и все развалилось. Сейчас многие командиры обращаются в епархию за благословением на строительство храмов в подразделениях. И главное — появились штатные военные священники. В Западном военном округе их десятки.
Епархиальному отделу по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в следующем году исполнится 15 лет, так что работает он уже довольно давно и успешно. Хотел бы отметить, что традиции, которые были утеряны в годы безбожия, возрождаются сегодня не искусственно и не в качестве декоративного элемента, не имеющего отношения к реальной жизни. Это насущная необходимость. Сами военнослужащие обращаются за духовной поддержкой. Институт военного духовенства играет огромную роль. Священник в войсках не только воспитатель, но и утешитель. Духовная поддержка в армии нужна и рядовым, и командирам — всем! А на войне вообще совсем другое понимание жизни. В действующих войсках другое отношение к вере: когда над головой пули свистят, каждый уповает на Господа.
Священник оформляется как помощник начальника командира по работе с верующими военнослужащими, получает небольшую зарплату. Если нет храма, выделяют молельную комнату.
— Насколько активно обращается к вере молодежь? Такие новые праздники, как День православной молодежи, День святых Петра и Февронии, способствуют этому?
— Когда я служу в приходах, всегда вижу много молодежи. Конечно, у молодых людей сейчас много соблазнов. Они живут в эпоху информационного бума, когда обилие информации влияет на неокрепшие умы, уводя молодого человека в сторону от действительно важных вещей. А нужно показывать правильные направления. Сегодня многие талантливые священники выходят на миссию в Интернет, создают блоги, где общаются с молодежью на ее языке. Это хорошо, главное — не увлекаться и помнить, что создается блог не ради личной популярности, но для свидетельства о Христе.
День православной молодежи, который широко отмечается в нашей епархии с 2014 года, безусловно, способствует этому. В этот праздник молодые люди из разных приходов собираются вместе и своим единством свидетельствуют перед окружающими, что церковь в том числе и для молодых, а не только для бабушек. Молодежь, которая только стоит на пороге храма или проявляет интерес к православию, может увидеть большое количество сверстников, пообщаться с ними, узнать, что же такое они нашли в вере, почему они здесь сегодня. Это объединяющий праздник, направленный на то, чтобы показать, насколько церковь открыта к молодым и как много может им предложить.
Важно также показывать пример. Для этого создаются домовые храмы в вузах, где студенты могут пообщаться со священником, поучаствовать в социальной или просветительской работе, больше узнать о вере, о Христе. Учиться нужно не только профессионально, но и духовно.
Пример святых людей с необычной судьбой, в том числе благоверных супругов Петра и Февронии, всегда будет притягательным для молодежи.
— Что бы вы посоветовали почитать тем молодым людям, которые только определяют свой путь к Богу? В последнее время, например, стала популярной книга «Несвятые святые».
— Это книга о церковных подвижниках, которые были очень простыми в жизни, но богоносными людьми. Владыка Тихон, автор ее, написал о том, как человек адаптируется в мире через любовь. Ведь Бог есть любовь. Если не будем жить для других, не будем любить других, любить Бога, то не реализуем себя. У нас не будет ни друзей, ни товарищей, некому будет помолиться.
Можно начинать читать с Евангелия, его толкований. Посоветовал бы почитать жития известных святых — Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, весьма поучительные, живые. Как и житие преподобного Серафима Вырицкого. Полезно будет почитать также «Исповедь» блаженного Августина, «Слова» преподобного Паисия Святогорца.
Надо читать и современных авторов. О том, как общаться в семье, любить, терпеть, прощать. Жертвовать чем-то друг для друга. Например, смирение многие считают слабостью. Да ничего подобного! Смирение — сила. Еще какая сила в поиске пути к Богу.
— Вы часто служите в кафедральном Казанском соборе, других храмах. Вам это приносит удовлетворение? На ваш взгляд, как быстро меняются люди — их сознание, восприятие Церкви и общества в целом? Если спросить проще — куда идем?
— Вы правы, я часто веду службы. Можно даже сказать, только этим и занимаюсь, только этим и спасаюсь. Я человек практики, а не теоретик. Служить и строить — два моих любимых дела. Когда служу, я с народом. И в храмах совсем другой народ, чем тот, который вижу на улицах. В храмах вижу людей, которые дышат любовью к Богу, живут духовной жизнью.
Сегодня на человека большое влияние оказывает технический прогресс, комфортность жизни и отсутствие трудностей нас расслабляют. По сравнению даже с недавним прошлым изменились средства, которые увлекают человека в сторону материального, культы общественной жизни диктуют свои условия, заставляя его жить не по евангельским ценностям. К сожалению, не все могут устоять перед соблазном. А куда идем, написано в Откровении апостола Иоанна Богослова — к концу земного мира, к Царствию Небесному.
— Светлое Воскресение Христово — большой праздник. Что самое главное в этом празднике, чего желать в этот день для родных и близких, для себя? С каким чувством встречаете его вы?
— Пасха занимает центральное место в жизни верующих, потому что нет ничего важнее победы добра над злом, жизни над смертью. И каждый может соприкоснуться с радостью этой победы через веру в Господа, которая наполняет наше существование смыслом, дает обетование и надежду. Это главное, ведь без веры жизнь пуста, лишена цели, наполнена лишь сиюминутными радостями и наслаждениями. Необходимо всегда помнить о Боге, благодарить его, радоваться и дарить радость близким.
Случается, что люди приходят в церковь, обращаются к Богу не в молодом возрасте, а уже взрослыми — со скорбями, болезнями. Лишь тогда начинают осознавать, что только он настоящая опора, что кроме него помочь в жизни, излечить болезнь, к примеру, уже никто не сможет. Бог надежду дает. Если человек умер, то для праведно верующего он не умер. Потому что Бог воскресит его и только Бог залечит эту рану.
— Как вы сказали, с Пасхой приходит радость. В мире сейчас мало единства, способно ли празднование Светлого Воскресения Христова сблизить страны, Церкви, людей?
— Пасха может принести человеку глубокие личные переживания, способные сподвигнуть его на доброе дело, движение к Богу, заботу о ближнем, на подвиг веры, надежды, любви. Даже люди нецерковные, видя в эти дни всеобщее ликование среди верующих, начинают задумываться об истоках этой радости.
Миссия церкви — нести пасхальное торжество в каждое сердце, в каждый дом, чтобы торжество коснулось всех людей. «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого <…> Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду», — говорит святитель Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове. Пусть Пасха войдет в жизнь каждого человека и изменит его, потому что только любовью Христовой можно что-то изменить в этой жизни.
— Владыка, в преддверии праздника Пасхи каждый православный задается вопросами: к чему стремиться, в чем ждать радости и утешения? Какое пастырское наставление вы могли бы дать читателям нашей газеты?
— Читателям «Санкт-Петербургских ведомостей» и всем петербуржцам желаю сделать в этой жизни как можно больше добрых дел, в этом мы уподобляемся Богу, который есть любовь, и становимся совершеннее. Чем больше мы отдаем, тем больше получаем. В этом и есть истинные радость и счастье для человека. Пасха — это надежда. Свет, который дает Христос.