Кутия́, коли́во (ко́ливо) — сваренные пшеница или рис, приправленные сахаром либо медом, иногда смешанные с изюмом, черносливом или яблоками (приготовляется и потребляется в честь какого-либо святого или в память об усопших). Поминальную пищу обычно называют кутьёй, а великопостную — коливом. Традиция освящения колива появилась в Церкви полторы тысячи лет назад и связана с чудом великомученика Феодора Тирона. Как известно, по приказу императора Юлиана Отступника все продукты на рынке были окроплены идоложертвенной кровью для того, чтобы благочестивые христиане, не желающие нарушать строгий пост, сами того не осознавая, вкушали оскверненные продукты. В это время во сне константинопольскому архиепископу явился святой Феодор, который предупредил его о замысле императора и повелел употреблять в дни строгого поста кашу — коливо. В память об этом событии в Церкви установлен чин освящения колива, который совершается в пятницу первой седмицы Великого поста, после которого все присутствующие в храме вкушают освященную пищу.
Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего прежде вкушения обычной пищи. Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет подобно, как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому, как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших, – вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его.
Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник