12 июля (29 июня по старому стилю) православные христиане чтут память апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) в память о двух самых почитаемых апостолах.
Святые апостолы были разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Но при этом, до начала апостольского служения маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, прежде яростно сопротивлявшийся правде Господней, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, но после столь же пламенно уверовавший.
Апостол Петр проповедовал с такой силой, что одновременно к Христу обращались по пяти тысяч человек. Он исцелял безнадежно больных, воскрешал мертвых. Он перенес страшные побои и поругательства иудеев. Его не один раз бросали в темницы и подвергали преследованиям. После того, как он обратил в христианство двух жен римского императора, его приказали распять на кресте. Апостол Павел, путешествуя и проповедуя Евангелие, написал не менее 14 Посланий. Благодаря своему красноречию и мудрости, он обращал не одну тысячу людей к вере во Христа. Его не один раз хотели убить, преследовали и избивали камнями. Платки и пояса, которые брали у апостола, исцеляли людей от болезней и выгоняли из них злых духов. Так как Павел был римским гражданином, император приказал его умертвить мечом.
Оба апостола претерпели мученическую кончину в один и тот же день 12 июля по новому стилю, только с разницей в один год. С тех пор в эту дату установлен праздник Петра и Павла.
Еп. Виссарион (Нечаев). Смерть во славу Божию. Поучение в праздник Апостолов Петра и Павла.
«Егда бе юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси. Егда же состареешися, воздежеши руце твои и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече назнаменуя, коею смертию прославит Бога» (Иoaн. 21, 18–19).
Сими словами Иисус Христос предрекает, какою смертью умрет апостол Петр. Петру суждено умереть не своею естественною смертью, не в кругу близких людей, – ему грозит смерть насильственная, вдали от родины. Его свяжут по рукам и ногам, опояшут железными цепями, поведут на место казни и пригвоздят ко кресту, как злодея. Но как ни позорна такая смерть, ею он «прославит Бога». Но какая тут может быть слава Божия? Иное дело, если бы он чудесным образом избавился от угрожавшей смерти, или если бы воскрес из мертвых. В сем случае открылась бы слава всемогущества Божия, подобно тому, как смерть Лазаря послужила к славе Божией, да прославится Сын Божий через воскрешение его (Иoaн. 11, 4). Но умереть так, как умер Петр, оставленный Богом, преданный в руки мучителей, – что тут такого, что служило бы к славе Божией? – Так, позорна была смерть Петра, но слава Божия проявляется в самом уничижении, в самом мученичестве. Подвиг мученичества, подъятый Петром, представляет поразительное свидетельство славы Божией. Ибо Петр мученически пострадал и умер не за преступление какое-либо, но за имя Христово, за свое непоколебимое убеждение в истине, исповедуемой им веры, следовательно, во славу Божию. Он мог бы избегнуть крестной казни, если бы отрекся от Христа; но он не только не позволил себе согрешить повторением прежнего малодушия, но вменил себе в великую честь и славу сораспяться Христу, приобщиться Его страданиям и этим подвигом самоотвержения и любви ко Христу прославил Его. Еще к большей славе Христа послужило то, что Петр явил при сем величайшее смирение: он упросил исполнителей казни, чтобы его распяли на кресте вниз головой и кверху ногами.
Враги Христа надеялись посрамить Его насильственным истреблением Его последователей, но не только не достигли своей цели, но еще бессознательно послужили славе Христа и веры в Него. Кровь мученическая была семенем новых христиан. Чем больше было мучеников, тем быстрее распространялось христианство. Зрители мучений, поражаемые необычайным мужеством христиан в перенесении всевозможных пыток и истязаний, всецелой преданностью воле Божией, надеждою на воздаяние по смерти, нередко чудесным исцелением их увечий и ран, невредимостью их от огня, – не могли не видеть силы благодати Божией, проявлявшейся в мучениях, убеждались в истине христианской веры и становились не только христианами, но и мучениками. Все это споспешествовало славе имени Христова. Нет сомнения, что и Петр своею мученическою смертью сподобился послужить торжеству Евангелия среди язычников и чрез то послужить славе Христовой.
Кто прославляет Бога, того и Бог прославляет не только на небе, но и на земле. Мученики по смерти сделались предметом чествования всего христианского мира. – В честь их учреждались праздники, устроялись храмы, на гробах их совершались литургии, в память чего мощи их полагаются доселе под престолом при освящении храма и зашиваются в антиминсах. Места мучений мученических привлекают множество богомольцев. Пред их мощами благоговейно преклоняются цари и архиереи. Святый Иоанн Златоуст так горячо чтил апостолов Петра и Павла, что говорил: «если бы предложили мне на выбор дар чудес или быть в Риме на месте мучений сих апостолов, я предпочел бы последнее».
Одною ли мученическою смертью прославляется Бог? Не одною, но вообще христианскою смертью. Кто умирает с раскаянием во грехах, кто расстается с жизнию, не жалея о земных благах, не унося с собою пристрастия к ним, кто предсмертные страдания переносит с христианским терпением и преданностью воле Божией, с упованием на милосердие Божие, тот смертью своею прославляет Бога, и даже больше чем жизнью христианскою, ибо нельзя ручаться, что христианская жизнь кончится христианскою смертью. Нередко случается, что не все соблюдают верность Христу до конца жизни. Многие под конец жизни ослабевают в подвигах благочестия и добродетелей и остаток жизни проводят в великих грехах и умирают без покаяния. Они теряют право на милость Божию в загробной жизни; им не вменяются их прежние труды богоугождения (Иeз. 3, 20). Только «претерпевый до конца спасен будет» (Мaтф. 10, 22). «Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» (Апoк. 2, 10). Да сподобит всех нас Господь сохранить верность в служении Господу до конца жизни и прославить Его как жизнью, так и смертью.