Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминой Недели. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе как окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы обновление Пасхи.
В этот день вспоминаются события, связанные с апостолом Фомой, до которого весть о воскресении Христа дошла через неделю. Как повествует Евангелие, в сам день Пасхи Фома не присутствовал при явлении воскресшего Христа своим ученикам, и, узнав об этом, выразил сомнения в реальности произошедшего чуда: «Пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю!»
Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечал его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои. Фома первый из учеников Христа восклицает глубинное исповедание: «Господь и Бог мой!» Теперь нам сообщено, можно сказать, официально, что не просто воскрес Человек, но воскрес Богочеловек.
Очень символично, что в этом 2021 году Антипасха совпала с 9 мая – празднованием священной и Великой Победы нашего народа над фашизмом! Сегодня двойной праздник: с одной стороны, мы празднуем Победу Христа над смертью ценой Своих страданий и смерти, с другой стороны – Победу нашего народа над немецким нацизмом ценой страшных страданий и смертей.
День Победы созвучен светлому празднику Воскресения Христова, потому что это не просто Победа в какой-то локальной войне, а Победа, определившая все в нашей исторической судьбе, Победа жизни над смертью, добра над злом, если говорить в общечеловеческих понятиях. Сама Великая Отечественная война в какой-то степени подобна Страстной седмице с искупительной жертвой – самоотверженного подвига всех тех, кто, исполнив свой священный долг перед Отчизной и ее народом, положил жизнь свою за будущее наше существование. Мы сейчас живем, потому что за нас умерли наши деды, и мы имеем жизнь вечную, потому что Сам Христос умер за нас.
В День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение воинов, «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». Церковь особо чтит воинов, павших за Родину. Как говорится в Евангелии, «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
В 76-ю годовщину Великой Победы мы склоняем головы в память о тех, кого сегодня нет рядом с нами, но кто мужественно сражался и отдал свою жизнь за наше светлое будущее!
Мы сердечно поздравляем, благодарим и низко кланяемся нашим глубокоуважаемым ветеранам за их самоотверженный, бессмертный подвиг, за наше мирное небо над головой!
Молитвенно желаем вам, дорогие ветераны, доброго здравия, неисчерпаемых жизненных сил, душевного тепла, заботы ваших родных и близких, да сохранит вас Господь на
МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!