Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» (Лk.1:28), не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать? Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева? И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лk.1:38) …
Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий «родил», принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский (7 апреля 1981 г.)
Благовещение Пресвятой Богородицы – один из главных двунадесятых непереходящих православных праздников, который отмечается ежегодно в один и тот же день – 7 апреля. Он посвящен событию, когда к Богородице снизошел архангел Гавриил, известив ее о том, что ей выпала великая честь стать Матерью Сына Божьего. Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.
Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость – Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему».
Благовещение по-гречески – Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Божественной литургии во многих храмах выпускают белых голубей. Соответствующий обычай берет свое начало у народной традиции встречи весны. Как и ряд других, этот ритуал язычников с приходом христианской веры был адаптирован к ценностям христиан. В Евангелии сказано, что Святой Дух сошел на Иисуса в момент его крещения в водах реки Иордан в образе голубя. Кроме того, важно помнить, что непорочное зачатие Девой Марией Спасителя архангел Гавриил также истолковывает влиянием Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя (Лk 1:35). Из слияния народного обычая, образа Святого Духа и евангельских слов и появилась эта традиция. Голубь также всегда был символом благой вести от Бога, а летящие на Благовещение в небо голуби олицетворяют благую весть о рождении Спасителя, которую Архангел Гавриил принес Богородице.