«Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пc 95:1)! И скажу обоим в совокупности: да веселятся небеса, и да торжествует земля (Пc 95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды». Так повествует Григорий Богослов в своём труде «Слова», говоря о Рождестве Христове – втором по величине празднике после Великой Пасхи.
В Евангелии сказано, что Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме, в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В тот год император велел провести перепись населения. И пошли также и Иосиф с Марией, чтобы записаться. Но по дороге в Вифлеем места в городских гостиницах им не нашлось, поэтому Иисус появился на свет рядом со стойлом, а его первыми яслями стала кормушка. Как гласит Евангелие от Луки, о свершившемся чуде первыми узнали пастухи, охранявшие неподалеку свои стада. К ним явился Ангел, чтобы возвестить: «… ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Три волхва увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Они принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну (пряное благовоние, которым умащивали тела усопших) – знаки царской власти, священства и того, что Иисусу предстоит умереть и воскреснуть.
Хочется повествовать вам эту историю с другой стороны, с той, с которой произошло это уникальное событие. Проводя аналогию между церковными и мирскими праздниками, находишь самое главное отличие. В мирских мы вспоминаем какое-то событие, ярко празднуем или вспоминаем какого-то человека, изумляемся его мудрости, гениальности и говорим об этом. Тогда как церковные же праздники или празднества, сопряжённые с определенными событиями, обладают совершенно иным назначением. Мы не просто должны вспомнить, а вспомнить и научиться, научиться тому, чему в окружающей жизни мы не сможем. В данном примере рассматриваем Рождество Христово. Родился Христос! Уникальное в своём роде событие, единственное в своём роде. Мы знаем, что принесло оно, для чего оно было нужно. Святые отцы нас научают тому, что мы должны постараться осмыслить через эти события, на что следует настроиться в это время.
Первое, на что Служители Христовы обращают наше внимание – это место, где родился Спаситель. В царских палатах, как царский сын? Нет, Он родился в хлеву. Христос что пришёл сделать? Очистить хлев нашей души. Это напоминает нам о нашем духовном состоянии, как в отдельности, так и всего человечества в целом. Действительно, каждый из нас наполнен множеством страстей и слабостей. Вот для чего пришёл Христос – очистить каждого из нас от слабостей мирских и тем самым спасти! Вот чему мы радуемся – рождению Спасителя человечества. А нам, отягощенным суетой и материальными благами, в свою очередь следует захотеть, чтобы Христос родился в нашей душе, позволить Ему действовать в нашей жизни. Рождество прямо говорит нам об этом! Рождество Христово научает нас бороться со скверными помыслами и деяниями – греховностью, какой наполнена наша душа –, как с хламом в заваленной комнате, выметая всё лишнее и превращая её в горницу, охваченную светом и чистотой.
Дорогие прихожане, Рождество – это не просто воспоминание, не просто событие, а причащение нас великому дело, самому главному – спасению души. Ибо что есть дороже души человеческой? Ничего! Христос рождается ради нас, а если мы примем решение жить с Ним, то – и в наших сердцах.