В канун Недели 14-й по Пятидесятнице, 9 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого царя Николая, приписанном к храму равноапостольного великого князя Владимира при Окружном военном госпитале.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Михаил Погиблов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
«Святая Церковь совершает сегодня память многих святых, – сказал владыка в проповеди, – я несколько слов скажу о самом древнем из них – преподобном Моисее Мурине, который жил в четвертом веке. Мурин – это было его прозвище. Он был эфиоп, темнокожий раб богатого человека. В одной драке он не рассчитал силы и убил соперника. Хозяин его за это выгнал. Идти ему было некуда, и он оказался в шайке разбойников, которые обрадовались, решив, что силач, убивающий одним ударом, им пригодится. Вскоре он возглавил шайку грабителей и убийц. Но через несколько лет Моисей задумался, почему так живет и с чем явится на Суд Божий. Он решил покончить с прошлой жизнью и пришел в ближайший монастырь на покаяние. Монахи, которые знали его как разбойника, не хотели принимать такого насельника. Он плакал, умолял, говорил, что не надо его бояться, он будет вести благочестивую жизнь. Его все-таки приняли, и он действительно начал каяться, исправляться, потом решил стать отшельником. Однажды к нему в отдаленную келью пришли четверо разбойников, не зная, кто там живет. Он их связал, взвалил на плечи и понес в монастырь. Спросил у братии, что делать с такими гостями, они ответили – отпустить. Когда разбойники увидели, что бывший главарь их отпускает, решили не возвращаться в шайку и тоже остаться в монастыре. И остальные разбойники, узнав, что их товарищи не вернутся, оставили греховную жизнь и пришли в монастырь».
«Все было бы хорошо, но Моисея преследовала блудная страсть, – продолжил архипастырь. – Бесы нашли лазейку к его сердцу, и он страшно этим мучился, особенно по ночам. Старец посоветовал ему всю ночь молиться. Это не помогло, тогда старец велел ему всю ночь носить воду для братии. Моисей носил воду, и однажды бес его подстерег и так сильно ударил, что тот упал и целый год был парализован. Исцелившись, он решил снова носить воду по ночам. Но старцу было открыто, что блудная страсть покинула Моисея, и он велел ему идти в храм, исповедоваться и причащаться – до этого он не причащался. Епископ узнал о его жизни и рукоположил во диакона. У многих были сомнения, можно ли с таким прошлым рукополагать, но архиерей сказал: «Я вижу, что он совершенно чист». Моисей стал ревностно служить, и решено было назначить его настоятелем монастыря, а для этого он должен быть в сане пресвитера. Епископ предложил братии испытать его – весь день обзывать, оскорблять. Ему говорили обидные слова, дразнили эфиопом – но Моисей не обращал на это внимания. Тогда владыка решил, что он готов для рукоположения. Пятнадцать лет Моисей был игуменом. Однажды ему было откровение, что на обитель нападут разбойники, и он велел братии уходить, сам же остался. С ним осталось еще семь человек, остальные ушли – а было их семьдесят пять. Действительно пришли разбойники, и оставшиеся братья предложили ему скрыться, но Моисей сказал: «Я ждал этого дня. В Писании сказано: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Mф. 26:52). От моего меча погибали люди – пришло и мне время погибнуть от меча». Один инок спрятался и видел, как настоятеля и шестерых монахов разбойники убили».
«Примеры преподобных Марии Египетской, Моисея Мурина нас вдохновляют: в какие бы грехи мы ни впадали, есть возможность покаяться. К этому нас призывает Господь. Евангелие начинается с призыва к покаянию. Иоанн Предтеча именно с этого начал свою проповедь, и Христос начал проповедь так: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Mк. 1:15). Это средство Господь нам оставил, чтобы мы могли исправить свою жизнь. Без покаяния спастись невозможно, это первая ступень нашей духовной жизни. Три года Господь учил апостолов добродетельной жизни, и когда готовился покинуть мир, сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иn. 14:27). Он дал мир после трех лет учебы, не сразу. Этот дар Божий дается уже в конце нашей жизни, потому что, когда мучают грехи, мира нет. Царь Давид говорит: «Несть мира в костех моих от лица грех моих» (Пc. 37:4). Когда мы гневаемся, обнаруживаем в себе то, чего никак не ожидали, становимся не похожими на себя. Мы-то думали, что мы здоровые, а на самом деле – больные. Чтобы излечиться от болезней души, надо бороться с грехами, исповедоваться, каяться, иначе никуда по лестнице не поднимемся. Покаяние – первая ступень лестницы, с нее и надо начинать, а дальше Бог подскажет. Иоанн Креститель подробно рассказывал, как надо жить: делиться с бедными, посещать больных, заключенных. Если мы не будем делать этих простых дел, то будем осуждены. Надо очищать сердце для благодати Божией, и Господь тогда нам эту благодать даст. Это – дар Божий, как и мир. Если мы не имеем мира, Господь не видит, куда благодать вливать, слишком душа занята чем-то другим. Чтобы ее очистить, надо трудиться, молиться, поститься, творить добрые дела. Тогда Господь даст нам благодать, которую получили святые, ведь даже великие грешники смогли достичь святости, чего я всем желаю», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святого Александра Невского.
В связи с 35-летием хиротонии настоятелю был преподнесен наперсный крест с украшениями.
Грамотами митрополита были награждены благотворители Сергей Коваленко, Сергей Саблин, Сергей Малинин, Ирина Тищенко, Максим Бойцов, Елена Погиблова.
Верующим раздали иконки к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского с патриаршим благословением.
Храм равноапостольного великого князя Владимира расположен внутри главного корпуса госпиталя – одного из старейших военно-медицинских учреждений России, основанного в 1835 году указом императора Николая I. В 1869 году получил название «Николаевский военный госпиталь». Новое здание медучреждения было заложено 19 июня 1890 года. Храм вместимостью в 300 человек был освящен благочинным Санкт-Петербургских и Новгородских церквей армейского ведомства протоиереем Алексием Ставровским 21 августа 1894 года в присутствии великого князя Владимира Александровича. Закрыт в 1918 году, иконостас был передан в храм Михаила Архангела в деревне Мельницы Гдовского уезда. Богослужения были возобновлены 4 марта 2000 года. Накупольный крест установлен 21 ноября 2016 года.
Фото: Станислав Марченко
ИА «Вода живая»,
09.09.23