Петербургские суворовцы и гимназисты считают, что Петербургу нужен Введенский собор Лейб-гвардии Семеновского полка …
Речь шла об архитекторе Константине Андреевиче Тоне, строившем на берегах Невы воинские храмы, в частности Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка, который, как мы уже писали ранее, особенно дорог суворовцам.
Судьба наследия Тона в Петербурге сложилась трагически: в советский период почти все спроектированные им храмы были безжалостно разрушены.
Ребят заинтересовал жизненный путь архитектора. Суворовцам Тон близок тем, что возводил воинские храмы, в числе которых и главная святыня России, памятник победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года — храм Христа Спасителя в Москве; а учащимся немецкой гимназии Тон интересен своим происхождением. Архитектор был сыном обрусевшего немца, сохранившим иностранную фамилию предков, но воспитавшим в себе истинно русский дух.
Участие немецких зодчих в строительстве Санкт-Петербурга — давняя традиция, идущая от Петра I. История сохранила много имен «немцев в Петербурге». Среди них: А. Шлютер, Г. Маттарнови, Ю. Фельтен, А. Штакеншнейдер, Г. Боссе, А. Кракау, Р. Гедике, М. Месмахер и многие другие. Все они, несмотря на иноземные корни, обрели свое призвание на русской почве и честно служили России. Эта закономерность привлекла особо пристальное внимание ребят, и они пришли к общему выводу, что красота православной культуры, запечатленная в благолепии русских храмов, способна раскрыть Истину перед каждым, кто соприкоснулся с ее богатством.
Тон же, по сути, единственный из архитекторов нерусского происхождения, кто в своем творчестве не изменял «русскому стилю», став родоначальником «русско-византийского направления» и открывателем нового пути в отечественной архитектуре, ведущего к освоению и утверждению национального наследия.
Суворовцы и гимназисты рассмотрели основные вехи жизни и творчества архитектора и обратили внимание на его славную страницу — строительство храма Христа Спасителя в Москве. Ребята отметили, что утраченный в советский период Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка является уменьшенной копией московского грандиозного храма. Узнав, что в Санкт-Петербурге не сохранилось ни одной церкви Тона, они выразили желание о необходимости скорейшего восстановления Введенского собора, тем более что сам архитектор считал его своим лучшим произведением.
И суворовцы, и гимназисты сошлись во мнении, что Введенский собор нужен Санкт-Петербургу. Подводя итог беседе, они кратко, но искренне, изложили свои мысли на бумаге.
Хочется верить, что они не оставят равнодушными своих читателей.
«Я думаю, что храм нужен. Это достояние России. И он красивый!» (суворовец В. Ярня);
«Я считаю, что храм нужен, потому что он дает веру в Бога, и он очень красивый!» (суворовец А. Кудряшов);
«Петербургу нужен Введенский собор. Это исторический памятник Петербурга, хранящий воспоминания о великих военнослужащих и Семеновском полке» (суворовец Т. Яковлев);
«Нашему городу нужно как можно больше военных храмов. В числе первых я бы хотел увидеть Введенский собор» (суворовец Ю. Быстров);
«Введенский собор нужно возродить. Люди смогут ходить в храм и обращаться к Богу» (ученица гимназии N 41 имени Э. Кестнера);
«Мне кажется, что Введенский собор нужен Петербургу, потому что он хранит память о славе России» (ученица гимназии N 41 имени Э. Кестнера);
«Я думаю, что Петербургу нужен Введенский собор, потому что больше людей пойдут каяться о своих грехах» (без подписи);
«Нужно воссоздать храм, чтобы сохранить память о Боге и Тоне» (без подписи);
«Введенский собор нужен нам как память об истории» (без подписи);
«Введенский собор нужен нашему городу. Я так считаю, потому что любой храм — это святое место (Земскова В., ученица гимназии N 41 имени Э. Кестнера);
«Введенский собор нужен, чтобы поддержать Семеновский полк» (без подписи);
«Я думаю, что нужен. Этот храм, как и остальные, второй дом для православных людей» (без подписи);
«Этот храм — один из памятников нашей страны России. Он очень красив собой и изнутри и снаружи» (Кун Мария, ученица гимназии N 41 имени Э. Кестнера).
«Я думаю, что нужен. Он должен украсить Россию» (без подписи);
«Этот храм нужен для украшения Санкт-Петербурга» (суворовец А. Шаповалов)
«Этот храм нужен для веры в Бога» (суворовец И. Голубев)
«Введенский собор украсит нашу родину» (без подписи);
«Петербургский Введенский собор очень нужен и для военных и для обычных людей. Он воодушевляет человека на подвиги» (без подписи);
«Я считаю, что нужен и как святыня и как памятник!» (без подписи);
«Да! Введенский собор нужен, потому что, если бы не вера, мы не одолели бы врагов» (без подписи);
«Да, нужен! Для меня это святыня!» (без подписи);
«Нужен. Это наша история, ее нельзя забывать никогда» (ученица гимназии N 41 имени Э. Кестнера);
«Нужен! Потому что культуру Санкт-Петербурга нужно развивать» (без подписи).
По итогам круглого стола его участники приняли решение совместными усилиями, по мере своих возможностей, способствовать благому делу — возрождению воинского Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка — одного из красивейших храмов-памятников Санкт-Петербурга и всей России, построенного архитектором Константином Тоном, немцем по происхождению, но русским по духу.